Экономика падает, поэтому правительство поневоле ухватилось за последнюю соломинку. Оно задумалось о реальном развитии конкуренции. По мировым меркам её в РФ – пока, по сути, нет. По разным оценкам, в различных картелях и ценовых сговорах состоит от трети до половины российских компаний. Хотя развитием реальной конкуренции занимаются в общей сложности 12 различных министерств и ведомств, дела у них идут хуже, чем у знаменитых семи нянек. Яркий пример – федеральная антимонопольная служба (ФАС) с её 3,1 тыс. сотрудников. По штату – самая большая в мире, по финансированию – пятая. При этом, по мировым рейтингам, – одна из самых слабых по реальным результатам. ФАС изображает бурную деятельность, заводит тысячи дел, но больше половины в итоге – проигрывает. Глядя на это, зампред правительства А. Дворкович даже в шутку предложил создать в РФ второе антимонопольное ведомство – для конкуренции с первым. Смех смехом, но ситуация действительно аховая.
Подковёрная конкуренция
Какая конкуренция, когда рынок бензина и нефти в РФ поделён несколькими вертикально-интегрированными корпорациями, давно договорившимися о разделе сфер влияния и согласованно повышающими цены при каждом удобном случае? Единственное, что их сдерживает, – редкие окрики из правительства. На рынке жилья в большинстве крупных городов правит бал узкий круг местных чиновников и приближённых к ним строительных компаний. Отсюда – невероятная дороговизна российских квадратных метров.Опутавшие всю страну крупные торговые сети накручивают по 50–100% и который год через лоббистов в Госдуме успешно душат единственного реального конкурента – мелкую торговлю. При этом не стесняются заявлять о некоей социальной значимости своего бизнеса.
Всерьёз говорить о конкуренции в таких сферах, как медицина и образование, – вообще никому не приходит в голову. И так – повсюду, настоящей свободы нет почти нигде. Экономика страны сплошь огорожена частоколами картелей и ценовых сговоров, поделена предпринимателями на тихие уютные поляны, с которых стригутся сверхприбыли. Вот почему, куда ни ткни, цены на бытовую химию, одежду, продукты питания – в РФ заметно выше, чем в богатой Европе. Авторы ежегодного доклада «О состоянии конкуренции в Российской Федерации», который регулярно ложится на стол председателя правительства, год от года отмечают засилье картелей и убогость законов, написанных в основном в интересах монополий. Премьер Дм. Медведев возводит очи горе, заявляя: «Уровень конкуренции в России крайне слабый. По сути, она идёт только за административный ресурс».
Все знают о ситуации, но ничего не меняется. Хотя бороться с картелями можно. Только кому надо? По идее – антимонопольной службе. Не секрет, ценовые сговоры в экономике – такое же естественное явление, как снег зимой или дождь по осени. Вопрос в том, насколько тщательно в той или иной стране подтирают лужи и разгребают завалы. У нас к этому, похоже, толком даже не приступали. Глядя, какие дела творятся даже в самых законопослушных государствах, страшно вообразить масштабы происходящего в РФ.
Картели наносят гигантский вред. Попросту грабят потребителей! Классический пример, который даже вошёл в учебники, – витаминный заговор, раскрытый антимонопольными органами ЕС. Крупнейшие фармацевтические компании заключили тайное соглашение о ценах. В результате цены во всём мире поднялись на 25–40% в зависимости от страны. Это приносило по 1 млрд. долл. неправедной прибыли в год. Всего удалось заработать 12 млрд. долл., которые за несколько лет переплатили покупатели витаминов. Всё шло благополучно, пока один из членов картеля не счёл себя обиженным и не сдал заговорщиков. Между прочим, обычная практика. В США и ЕС участник картеля, заложивший остальных, полностью освобождается от наказания. Кстати, тот же принцип исповедует с недавних пор и российская антимонопольная служба. Она даже выпустила открытое обращение, где разъясняет пользу прихода с повинной.
Важно понимать: картели были, есть и будут – во все времена и во всех странах. Например, в законопослушной Германии летом 2013 г. вскрылся крупный картельный сговор производителей пива. По российским меркам – ерунда. Руководители 11 крупнейших алкогольных предприятий были недовольны резким падением цен на популярные сорта, которые из-за массовой рекламы в ФРГ называют телепивом. Алкогольные короли договорились не опускать планку ниже 10 евро за ящик в 24 бутылки. На наши деньги и так почти подарок – 18 руб. за пол-литра. Это примерно в два раза ниже средней розничной цены пива в РФ. Но для Германии дорого. Местное антимонопольное ведомство насторожилось, узнало о тайных переговорах, виновные раскололись. Теперь пивным концернам грозит штраф – более 150 млн. евро (6,5 млрд. рублей).
По российским меркам цифра небывалая. Самая крупная сумма, когда-либо выставленная нашими антимонопольщиками в адрес отдельно взятой компании, – 1,75 млрд. рублей. Столько в 2011 г. заплатила госкомпания «Роснефть», уличённая в завышении цен на бензин. Трудно не отметить: наша Федеральная антимонопольная служба карает заговорщиков гораздо мягче, чем принято у европейских коллег. За весь 2011 г. в РФ картелям выписали штрафов на 3,4 млрд. рублей. В 2012 г. общий счёт вырос до 5,36 миллиарда. Правда, почти половину суммы в итоге пришлось вернуть. Поскольку одна из компаний, оштрафованная на 2,24 млрд. руб. за злоупотребление доминирующим положением,оспорила претензии и выиграла дело.
Для сравнения: крупнейшая сумма штрафа, наложенного на картели в ЕС, – 1,3 млрд. евро (56 млрд. рублей). Такая расплата постигла пятёрку крупнейших производителей лифтов и эскалаторов, включая германскую корпорацию «ТиссенКрупп», американскую «Отис» и финскую «Коне».
Как показало расследование, они вступили в неофициальное соглашение ещё в 1995 году. Второй по величине штраф – 799 млн. евро (в пересчёте – более 43 млрд. руб.) в 2010 г. выплатили 11 авиакомпаний. Среди провинившихся такие гиганты, как «Бритиш Эйрвейс», «Эйр Франс» и скандинавская САС.Альянс согласованно завышал цены билетов с 1995 по 2006 год.
Заговорщиков выдал один из участников картеля – компания «Люфтганза».Как принято в таких случаях, её освободили от наказания. На третьем месте по штрафам – производители бытовой химии – концерны «Юнилевер» и «Проктер энд Гэмбл». Они попались на теневом соглашении о завышенной стоимости стиральных порошков. Это стоило им 315 млн. евро (13,5 млрд. рублей). История та же: провинившихся заложил третий участник негласного договора – германский концерн «Хенкель». Естественно, он ушёл от наказания.
Сражение с «Газпромом»
Теоретически в РФ штрафы могут быть даже выше европейских. В той же Германии максимальный размер санкций ограничен 10% от выручки компании. Нижней границы нет. Это сделано, чтобы ненароком не разорить провинившийся бизнес слишком суровой карой. По российским правилам, предельный штраф – 15%, минимальный – 2% оборота. Правда, до 2008 г. потолок был ограничен планкой в 500 тыс. рублей. По сути, это сводило на нет смысл деятельности ФАС. Поскольку делало смехотворными попытки разобраться с крупными нарушителями, такими как сырьевые монополии и крупные торговые сети.
В своё время антимонопольная служба упорно боролась за отмену штрафного потолка. Но в реальности оборотные санкции и сейчас применяются редко. При этом корень проблемы не в размере штрафов. Но в поразительной гибкости и избирательности российской карательной системы. Это тот же случай, что с гаишником, который нещадно тормозит толпы относительно законопослушных водителей на «жигулях». Одновременно – в упор не замечает грубейшие нарушения водителей иномарок с непростыми номерами.
Что характерно, по формальным критериям российская ФАС, пожалуй, – впереди всей планеты. «В прошлом году служба возбудила 2,58 тысячи дел о злоупотреблении доминирующим положением. Тогда как антимонопольные органы остальных 40 стран – участников международного рейтинга «Глобальный обзор конкурентоспособности», – только 797 дел. Вместе взятые! Иными словами, там, где австралийский, американский или японский чиновник видит одну монопольную угрозу, их русский коллега разглядел больше ста», – отмечает член экспертного совета при правительстве РФ, старший научный сотрудник РАНХиГС при президенте РФ В. Новиков.
Кто попадает под жернова антимонопольщиков? Сплошь самые беззащитные: малый и средний бизнес. По статистике, 65% антимонопольных дел заводят против «малышей». Впрочем, крупнейшие корпорации тоже порой попадают в поле зрения ФАС. Например, в августе 2013 г. антимонопольщики отрапортовали о грандиозной победе над «Газпромом»! Только повод нашли – закачаешься. Корпорацию, прославившуюся умением повышать цены на газ внутри РФ так резво, что в итоге они превысили мировые, оштрафовали на 17 млн. руб. за монопольно высокую цену на жидкую серу. Пресловутая сера приносит менее 0,01% оборота «Газпрома», который в 2012 г. достиг 4,76 трлн. рублей. На этом фоне штраф в 17 млн. – даже не комариный укус.
В том же – почти комическом – духе протекает прочая деятельность антимонопольной службы. Например, федеральная служба который год тратит немалые силы на бурную борьбу за право Казанского масложирового комбината на одну из марок майонеза. Недавно – разоблачила заговор на рынке соли, посчитав завышенной среднюю по РФ цену в 24 руб. за килограмм. 11 сентября 2013 г. ФАС вскрыла такое леденящее кровь и подрывающее основы экономики преступление, как сговор продавцов самого мелкого в РФ производителя стиральных машин. Вяземский машиностроительный завод, единственный оставшийся в РФ разработчик промышленных стиралок для прачечных и крупных предприятий, попался на попытке зафиксировать минимальную цену оборудования. Завод повинился во всем, к тому же его финансовое положение оказалось шатким. В итоге предприятие пожалели и отпустили на все четыре стороны без всяких штрафов.
Мировой урок
Разумеется, не стоит вешать на ФАС всех собак, утверждая, будто служба не делает вообще ничего полезного. Несколько раз ведомство собиралось с силами и пробивало решения, реально облегчавшие жизнь народу. Скажем, при активном участии ФАС прижали банкиров, наживавшихся на громадных кредитных комиссиях. Также служба помогла, когда вводили правило об обязательном раскрытии реальной ставки по кредитам. Сейчас дико представить: до 2007 г. от населения можно было скрывать, под какие проценты выдаётся заём! Запрет на плату за входящие сотовые вызовы – тоже отчасти заслуга антимонопольщиков. Правда, РФ приняла его чуть ли не последней в мире. При этом таких естественных в большинстве экономически развитых стран правил, как нормальная посекундная тарификация связи с первой минуты и право на бесплатную смену оператора связи с сохранением номера, нет до сих пор. Наконец, антимонопольщики спасли немало государственных миллиардов, разоблачая крупные сговоры в области госзакупок.
Этого не отнимешь. Но в целом деятельность ФАС трудно признать удовлетворительной. Российское ведомство пятый год подряд фигурирует в глобальном Обзоре мировой конкурентоспособности. «Бюджет антимонопольной службы России в два раза выше, чем бюджет аналогичных ведомств в Германии и Франции – двух ведущих и самых эффективных антимонопольных органов Европы. По количеству проведённых рейдов российское ведомство на втором месте после Турции. Но в общем зачёте по результатам работы РФ только на 27-м месте», – отмечают авторы доклада.
Конечно, эта область – зеркало российской политики и экономики. Как объясняют в кулуарных разговорах сотрудники ведомства, основные проблемы им создают не крупные корпорации, а большие чиновники. «53% нарушений в антимонопольной сфере совершают госслужащие. Наказать – сложно. Бывает, ведём многомесячный процесс, добиваемся признания чиновника виновным, а тот получает штраф в 10 тысяч рублей!» – рассказывает высокопоставленный работник антимонопольной службы.
Как сделано в других странах, где антимонопольные законы работают на ура? Во-первых, там многое делается силами общества. Например, приняты коллективные иски. Скажем, жители города могут совместно судиться с бестолковой мэрией или обнаглевшими коммунальщиками. Покупатели любого некачественного товара имеют право массово подать в суд, крупно наказав рублём недобросовестного производителя. В РФ такие варианты исключены.
Во-вторых, в нормальном варианте антимонопольные службы не размениваются по мелочам, гоняясь за мелкими пекарнями или прачечными. Бьют прежде всего по самым крупным мишеням. Реальной пользы в итоге многократно больше.
В-третьих, и это самое главное, государство борется с монополиями не для галочки. Компаниям не делают поблажек за статус национальных достояний. Наоборот, чем крупнее компания и чем ближе к монопольному статусу, тем строже спрос. Как показала практика, только так, не делая никаких скидок корпорациям, можно добиться от них реальных цен.
Триллионные потери
Бороться с монополиями в РФ очень непросто, очень уж высоко простирается их влияние. Но можно детально подсчитать урон и прикинуть возможную выгоду. Какие суммы на кону, сколько переплачивают монополиям потребители. Об этом рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана АВДАШЕВА:
- Слабая конкуренция наносит экономике множественный урон. Проблема не только в завышении цен. Дополнительные потери возникают, поскольку у компаний пропадают стимулы для внедрения самых эффективных технологий производства, для снижения издержек. Скажем, для сектора коммунальных услуг США потери, связанные с такой неэффективностью, оценены в 60% от выручки предприятий отрасли. Если переложить на экономику России, взяв только естественные монополии, и посчитать 6–10% от их выручки, сумма получается очень приличная.
Какая именно? Мы отобрали несколько отраслей. Газовую, сектор грузовых перевозок, строительство и фармацевтическую. Результаты такие. Потери российской экономики от монополизма ОАО «Газпром»: 0,4% годового ВВП, или 200 млрд. рублей. Это только один сектор. Дальше – грузовые перевозки. Несмотря на реформирование отрасли, проблемы с конкуренцией сохраняются. Дочерние и зависимые общества грузоперевозчиков благополучно поделили рынок. Они доминируют, каждый в своём сегменте. Потери экономики от монополизма в этом секторе – 0,84% ВВП. Это 450 млрд. рублей.
Следующий пункт – строительство, сектор большой социальной значимости. Как показывает анализ, недостаток конкуренции здесь связан не столько с доминированием конкретных застройщиков, сколько с высокими административными барьерами для входа в отрасль. 25–33% себестоимости строительства в России – издержки, связанные с преодолением административных барьеров. Если их убрать, экономия составит от 100 до 300 млрд. рублей.
Фармацевтическая отрасль – самая маленькая из четырёх. Но одна из самых социально значимых. Очень много критики относительно принятого в 2010 году Закона «Об обороте лекарственных средств». Очень запутана система вывода лекарств на российский рынок. Зарубежные сертификаты не признаются, приходится проводить повторные исследования с участием российских пациентов.
Есть исследования, доказывающие – самый сильный конкурентный эффект создаёт выход на рынок так называемых дженериков. Это лекарственные препараты, идентичные по качеству оригинальным, но не патентованные. Это приводит к снижению цен в два раза, а то и больше. На российский рынок выход дженериков очень сильно затруднён. Как раз теми же самыми регламентами. Это наносит ежегодный ущерб потребителям в 20–22 млрд. рублей. И это только в секторе льготного лекарственного обеспечения и госпитальных закупок. Аптечные продажи мы не считали.
Последняя сфера – ограничение импорта. Не завышен ли в России уровень тарифной защиты? В принципе из 183 стран мы – ближе к последней десятке. Так вот, если Россия снизит уровень тарифной защиты, в краткосрочном периоде выиграет приблизительно 1% ВВП, в долгосрочном – 4–5% ВВП. Таков эффект от развития конкуренции.
Что в итоге? Мы взяли только пять секторов. В сумме потери по ним – порядка 2,5% ВВП. Это один триллион триста миллиардов рублей. Если распространить результаты на остальные сектора экономики, сумма вполне может достигать двузначных цифр в процентах ВВП. Это десятки триллионов рублей!
Блеск и нищета картелей
На заседании Совета по конкурентоспособности президент В. Путин перечислил самые монополизированные отрасли. Он указал на проблемы с подключением к электросетям, ценовые перекосы на рынках угля и авиатоплива. Разумеется – не забыл сферу ЖКХ. К сожалению, не упомянул любимчика правительства – «Газпром». Разумеется, на картели, попавшие в президентский прицел, немедленно накинулась ФАС. Прошли расследования. Только в конечном счёте на проблемных направлениях ничего не изменилось.
«Конкуренция защищает наши интересы, но и сама нуждается в защите. Каждый предприниматель сделает всё, чтобы оградить себя от конкурентов. При этом чиновникам она даром не нужна, поскольку на свободных рынках нет места сбору взяток», – отмечает доктор экономических наук, президент Центра экономических исследований С. Гуриев.
Действительно, вставать грудью на защиту свободного предпринимательства в РФ особо никто не рвётся – ни из власти, ни из низов. В выступлении В. Путина удивляет не список картелей – они и так всем известны. Скорее факт существования некоего госсовета по конкурентоспособности. Только чем он занимается? Если 10 лет назад 80% российского ВВП создавались усилиями 1,2 тыс. крупнейших компаний, то сейчас – пяти сотен. Монополизм и картельные сговоры изрядно тормозят развитие экономики. Эксперты компании «МакКинси» уверены: если создать нормальные условия для конкуренции хотя бы в 10 самых перспективных отраслях, экономика РФ выйдет на устойчивые темпы роста 8% в год. Это позволит удвоить ВВП менее чем за 10 лет. Возможно, расчёт на такой бурный рост слишком оптимистичен. Вот другие оценки. По данным Академии народного хозяйства, из-за высокой монополизации экономики РФ недобирает 2,5% ежегодного роста ВВП.
Как известно, план правительства по удвоению ВВП провалился. За 10 лет экономика выросла только на 60%. Не потому ли, что государство само – крупнейший монополист? Доля госсектора в ВВП перевалила за 50%. В тех отраслях, где государство не вмешивается в частные дела, конкуренция внешне часто как бы есть. На деле – мнимая. Характерный пример: история с монополией на рынке авиатоплива.Правительство спохватилось только когда авиакеросин за год подорожал на 70%. Стали разбираться, оказалось: в 320 из 330 аэропортов РФ – у авиакомпаний нет выбора заправок. Нефтяные монополии сговорились и поделили аэропорты! При этом всё как по учебнику экономики: в тех немногих портах, где есть выбор поставщика горючего, цены ниже на 15–20%.
Другой пример – торговля лекарствами. Это громадный бизнес, население тратит на разнообразные микстуры, таблетки и пилюли 363,6 млрд. руб. в год. Со стороны кажется: на этой поляне трётся локтями огромное число торговцев. В крупнейших городах чуть ли не по аптеке в каждом доме, всего их в РФ – 36,7 тысячи. Но, если копнуть, всплывёт вот что. Для начала: в РФ немало регионов, где, несмотря ни на что, аптек катастрофически не хватает. По показателю числа аптек на душу населения самый большой недобор – в Дагестане, Ленинградской, Челябинской и Свердловской областях.В Среднем по России одна аптека приходится на каждые 3,7 тыс. человек. В четырёх дефицитных регионах – на 10–20 тысяч.
Даже если заведений много, нередко они конкурируют для галочки. Неспроста, по данным ФАС, в этом бизнесе аномально велика доля сетей. В такие организации входят 86% российских аптек. В Нижнем Новгороде сети контролируют 98% продаж лекарств, в Кировской области – 96%, в Башкирии и Татарстане – 95%. В подавляющем большинстве регионов какая-либо одна крупнейшая аптечная сеть прибирала к рукам более трети продаж. Верный признак монополизации. Что характерно: в каждом лидирующая аптечная сеть – своя, крупных федеральных почти нет.
Примерно так же обстоят дела во всей торговле. Огромные накрутки магазинов – следствие низкой конкуренции. Например, почему молочные продукты с отпускной ценой 20 руб. на прилавках лежат по 35–40 рублей? Потому что ни у производителя, ни у покупателей часто нет выбора. В прошлом году оборот российской розничной торговли достиг громадной суммы – более 11 трлн. рублей. Вроде конкуренция огромная, не торгует только ленивый. Но на деле половина покупок на сумму 5,8 трлн. руб. проходит через крупные торговые организации. Причём огромный денежный поток – 2,1 трлн. руб. в год, или почти четверть оборота, – контролируют только пять крупнейших торговых сетей.