12 мая «АН» опубликовали статью «Изнанка новой номенклатуры». В ней говорилось: нынешняя высшая бюрократия во многом унаследовала номенклатурные привычки советской партийной верхушки. Разумеется, запросы чиновничества подстроились под реалии времени. Вряд ли должностные лица, щеголяющие на публике часами за десятки тысяч долларов и привыкшие ездить в купленных за бюджетный счет лимузинах, салоны которых отделаны редкими породами дерева, довольствуются старым добрым кремлевским продовольственным пайком с парой батонов колбасы и банкой икры.
Но в целом мало что изменилось. Главное, осталось разделение на немногочисленную знать, которая уже здесь и сейчас не отказывает себе ни в чем. И многомиллионную чернь, удел которой – хлебать щи из топора, слушая сказки о неминуемо приближающемся светлом будущем. Одним из доказательств как раз служит тот факт, что после событий 1991 г. чиновничество без лишнего шума очень быстро возродило прежнюю систему льгот и привилегий. Старые околономенклатурные кадры подняли глаза и собрали силы в кулак. А именно – структуру под названием «Управление делами президента» (УДП). И следует понимать, что особая близость к власти всегда идет таким структурам на пользу. С каждым годом УДП набирает все больший аппаратный, политический и экономический вес.
Спустя несколько дней в «АН» пришло письмо за подписью пресс-секретаря Управляющего делами президента В. Хрекова (публикуем полностью).
Главному редактору еженедельной газеты «Аргументы недели»
Уважаемый господин Угланов!
С большим вниманием и, честно говоря, большим недоумением была прочитана опубликованная в еженедельнике «Аргументы недели» №18 за 12 мая 2011 года статья «Изнанка новой номенклатуры» Константина Гурдина. Оставляем иронический и местами издевательский тон статьи на совести автора, стремящегося показать в негативном свете деятельность Управления делами Президента Российской Федерации. Абсолютное большинство сведений, изложенных автором, являются недостоверными либо оторванными от контекста.
Совершенно не соответствуют действительности утверждения о том, что «содержание отечественных самолетов оказалось не по карману российскому бюджету» и игнорируется продукция российского авиапрома. Основная часть авиапарка специального летного авиаотряда – российского производства. Только за последние годы было закуплено 8 лайнеров, строится еще несколько самолетов. Именно заказы Управления делами помогли в трудные годы выжить воронежскому, ульяновскому и казанскому авиапредприятиям. В то же время, к сожалению, отечественный авиапром сегодня не в состоянии обеспечить линейку самолетов, необходимую для обеспечения деятельности главы государства.
Далее по тексту.
Управление делами никогда не закупало аудиосистему для резиденции «Горки-9». Также никогда не закупались «мраморные ванночки для ног» и «несколько десятков серебряных икорниц». Что касается предприятий агропромышленного комплекса (АПК), подведомственных Управлению делами, побывавшие там журналисты многих центральных СМИ могли не раз убедиться, что коровники там отнюдь не «особые», а вполне обыкновенные, а свыше 60% продукции этих предприятий поступают на открытый рынок.
Далее. «В трех гостиничных комплексах» не живут чиновники – они доступны гостям столицы, здесь проживают иностранные делегации, приезжающие в Москву, проводятся крупные международные форумы и встречи, что в конечном счете позволяет в значительной степени экономить бюджетные средства, выделяемые на эти цели. ФГУП «Президент-сервис» в соответствии с уставной деятельностью не «метет и моет полы» чиновников. Любой клиент может воспользоваться и услугами ФГУП «Объединенная прачечная», а если ее услугами и пользуется чиновник, то оплачивает услуги по общегородским рыночным тарифам.
Что касается «чиновничьих» здравниц, поликлиник и санаториев, то более 60% их посетителей не являются государственными чиновниками, а их деятельность не отличается от работы других подобных ведомственных учреждений.
Относительно российской недвижимости за рубежом – по общим экспертным оценкам, именно ее нахождение «под крылом» Управления делами после развала СССР позволило не разбазарить, а сохранить и в ряде случаев приумножить российские активы за рубежом. Минэкономразвития не «возмущалось» этой «непрофильной» деятельностью. Здания российских торгпредств были переданы Министерству по просьбе Управления делами, поскольку именно Минэкономразвития руководит их деятельностью.
Оставим также на совести автора и утверждение о том, что 75 сотрудников центрального аппарата «занимаются обслуживанием апартаментов главы государства» – это не входит в их служебные функции. Что касается сравнения с Минсельхозом и Минсвязи, то оно по меньшей мере некорректно, поскольку в состав Управления делами входит около 100 подведомственных учреждений и предприятий общей численностью более 50 тысяч сотрудников.
И, самое главное, – миф о «сверхмогущественности» Управления делами. Жаль, что автор не ознакомился с законодательной базой деятельности Управления делами, имеющейся в открытом доступе. Управление делами занимается прежде всего «материально-техническим обеспечением деятельности» высших органов государственной власти, а отнюдь не распределяет некие блага и привилегии.
Надеемся, что в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» читатели «Аргументов недели» смогут ознакомиться с высказанными соображениями по поводу опубликованной статьи, а Управление делами Президента РФ оставляет за собой право обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства.
Пресс-секретарь Управляющего делами Президента РФ В. Хреков
Ответ мы решили напечатать в форме открытого письма.
Здравствуйте, уважаемый Виктор Анатольевич!
Прежде всего позвольте выразить вам благодарность за отклик на нашу публикацию. Признаем, государственные служащие такого уровня нечасто вступают в переписку с газетой «Аргументы недели».
Разумеется, мы ни в коем случае не стремились каким-либо образом опорочить ваше федеральное агентство, тем более – представить его деятельность в негативном свете. Наша редакция понимает: президент любой страны, безусловно, нуждается в структуре, обеспечивающей ему как материальную, так и техническую поддержку. Такие структуры существуют во всех странах мира.
Другое дело, нас не может не беспокоить явная избыточность нынешних функций и полномочий Управления делами президента (УДП). Их перечень настолько обширен, что захватывает дух. Стало сложно разобраться, чем именно является УДП. Федеральным органом исполнительной власти? Или окологосударственной коммерческой структурой? Попробуем подробно объяснить нашу позицию.
Мировой уровень
Чем с точки зрения буквы закона занимается Управление делами президента? В Положении об УДП сказано: «материально-техническим обеспечением и социально-бытовым обслуживанием федеральных органов власти».
Задача Управделами – накормить чиновников, вовремя подать автомобиль, обеспечить связь, позаботиться об отдыхе, организовать встречи, забронировать билеты и гостиницы и т.д. Список опекаемых ведомств таков: Администрация президента, правительство, Госдума, Совет Федерации и высшие суды.
Правда, сразу возникает интересный математический парадокс. По данным Росстата, общее количество сотрудников этих ведомств – 7,9 тыс. человек.
Тем временем количество сотрудников УДП поразительно невелико. В момент, когда в 2001 г. президент В. Путин подписал «Положение об Управлении делами», штатную численность определили в 350 человек. Конечно, как это принято в бюрократических структурах, постепенно персонал разрастался. К 2009 г. превысил 500 человек (при этом годовой бюджет УДП перевалил за 9 млрд. рублей). Но и эта цифра – слишком мала. Каким образом такая небольшая горстка людей справляется с обслуживанием технических, тем более – бытовых потребностей почти восьмитысячной армии чиновников?
Заодно – ведет реконструкцию кремлевских дворцов, следит за многочисленными правительственными и президентскими дачами, поддерживает на плаву огромный автопарк в 2 тыс. автомобилей, руководит шестью комбинатами питания и торговым домом и даже поддерживает на плаву президентскую библиотеку и хореографический ансамбль «Березка»?
На мировом фоне – эффективность беспрецедентная. Скажем, во Франции главного постояльца Елисейского дворца и его семью обслуживает 941 человек (из них 365 охранников). Они не заняты ничем, кроме обеспечения текущей работы главы государства. Руководителя Италии опекают 987 человек (551 – обслуживающий персонал). Самый нескромный в мире – президент США. За ним персонально закреплено более 1,5 тыс. работников (включая 150 человек обслуживающего персонала Белого дома).
Надо сказать, в отличие от сотрудников российского УДП американским коллегам не приходится ремонтировать санатории для членов Конгресса США или подвозить по служебной надобности шишек из Верховного суда. К тому же работу им упрощает то обстоятельство, что у главы Соединенных Штатов только одна загородная резиденция – Кэмп-Дэвид. Американские налогоплательщики решили – этого достаточно. А вот у российского президента пять официальных загородных резиденций, и каждая требует немалого штата обслуги.
Земельный вопрос
Каким образом Управление делами при таком объеме работ обходится настолько незначительными силами? Все просто: в действительности в его распоряжении – полчища. Но, разумеется, официально эти люди не входят в штат УДП. В письме г-н Хреков упомянул 100 подведомственных организаций и 50 тыс. работников. Надо сказать, за всю историю такая толпа прислуги была разве только у египетских фараонов и китайских императоров.
Для сравнения. Штат крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот», которая управляет флотом из 102 воздушных судов и в прошлом году перевезла
11,3 млн. пассажиров, – менее
14 тыс. человек. Организация Объединенных Наций (в которую входят 192 государства) дает работу 30 тыс. человек. Во всех 470 институтах Российской академии наук – 55 тыс. сотрудников.
Дух захватывает, когда представишь – какой объем работ должны проворачивать эти десятки тысяч подчиненных Управделами. Также понятно, почему по поводу УДП регулярно возникают самые невероятные подозрения. Например, его называют «крупнейшим собственником России». К сожалению, это федеральное агентство не раскрывает подробные данные о собственности, находящейся под его опекой.
Самое ценное в этом списке – золотые земля и недвижимость. Конечно, трудно приспособить для коммерческих целей такие «активы», как музей-заповедник «Московский Кремль», Оружейная палата, Благовещенский и Успенский соборы. Хотя… 10 лет назад глава Управделами В. Кожин на пресс-конференции объявил следующее. В бывшем комплексе зданий Минобороны по адресу Красная площадь, дом 5, откроется аукционный дом, специализирующийся на торговле антиквариатом. По соседству он собирался открыть заведение с замечательным названием музей-отель «Кремлевское подворье».
Кроме того, всегда можно удачно распорядиться менее знаменитыми строениями. Скажем, по некоторым данным, Управделами принадлежит три с лишним сотни офисных зданий в Москве. Возможно – часть сдается в аренду? Конечно, нельзя забывать о землях. Неизвестно, насколько велика площадь столичных угодий, находящихся в распоряжении УДП. Зато всплыл такой факт. По утверждению застройщиков, по крайней мере на пяти «президентских» участках уже возведены элитные жилые комплексы. Например, 15‑этажный «Белый лебедь», выросший на участке, принадлежащем Центральной клинической больнице Управления делами президента. По слухам, не простаивают и тысячи гектаров золотой «президентской» земли в очень престижных районах Подмосковья.
Так случилось с половиной угодий реликтового леса, входящего в больничный комплекс «Барвиха». Он был обнесен высоченным забором и отдан под строительство замков для новой элиты.
Мнение эксперта
Управление делами Президента РФ – прямое наследие советской системы партийно-государственного распределения социальных благ и привилегий. В условиях «монетизации» административного рынка оно мимикрировало в государственную предпринимательскую структуру при президентской власти. Это дает чиновникам возможность, используя их государственные полномочия, бюджетное финансирование и право распоряжаться государственной собственностью, практически бесконтрольно и небескорыстно заниматься коммерческой деятельностью.
Управление делами Президента РФ фактически предоставляет высшим должностным лицам государства и сотрудникам высших органов государственной власти социальные льготы и привилегии в зависимости от занимаемого служебного положения. Его функции устанавливают публичную социально-статусную и персональную материально-бытовую зависимость этих лиц от президентской власти. В современных российских политических реалиях такая зависимость позволяет влиять на личную лояльность государственных должностных лиц и служащих действующему Президенту РФ.
Ю. НИСНЕВИЧ, доктор политических наук, профессор ГУ-ВШЭ и РУДН
Туристическое направление
Недвижимость – лучший, но далеко не единственный источник доходов. Коммерческим талантам руководителей некоторых подчиненных Управделами структур позавидуют многие предприниматели. Управляющие крутятся – на зависть другим. Взять хотя бы деятельность ФГУП «Торговый дом Кремлевский» (ранее называлось ФГУП «Кремль»). Организация нашла удачную нишу – толпы производителей мечтают получить статус «поставщика Кремля».
Не теряя времени, ФГУП зарегистрировал на себя марки «Кремль», «Кремлевский» и «Стандарт Кремля». В частности, их клеят на колбасу. Но особенно преуспели в близости к священным стенам производители алкоголя. В конце 2010 г. право на выпуск коньяка «Кремлевская премия» досталось ереванскому заводу «Арарат». Ранее на полках супермаркетов появилось шампанское «Кремлевское качество» от Абрау-Дюрсо. Само собой, не обошлось без широкой линейки кремлевских водок, включая «Элитную» и «Легенду Кремля». Даже странно, что не появились «кремлевские» сигареты или еще более пикантные товары.
Последние 10 лет в деятельности некоторых подчиненных Управделами ФГУПов прослеживается ярко выраженная коммерческая нотка. Обширная госсобственность, доставшаяся структурам Управделами, должна работать и приносить прибыль. За идеями дело не стало. Вспомним, например, давнее выступление В. Кожина, заявившего: «Управление намерено серьезно выйти на туристический рынок». Суть такова: УДП принадлежат 44 гостиницы и пансионата по всей России. Заполняемость – не самая высокая, поэтому их надумали сдавать иностранным туристам.
Следуя той же логике, открыли для широкой публики двери кремлевских буфетов – любой обеспеченный человек может заказать банкет на Старой площади. Не отказывают посетителям со стороны многочисленные кремлевские поликлиники и швейные мастерские. Одна беда – управленческие цены низкими не назовешь.
В общем, коммерция под кремлевскими звездами расцвела. К сожалению, трудно сказать, какой это дает экономический эффект и сколько денег экономит налогоплательщикам. Этих цифр нет в открытом доступе. Зато видно – госрасходы на содержание Управления делами растут из года в год. Да еще как: например, в
2006 г. они разом подскочили на 40%. Впрочем, в кризис УДП ужалось наравне с другими бюджетными организациями и даже объявляло о сокращении штатов.
Гаражный рок
Теперь – о самых болезненных проблемах.
Ладно еще, когда президенту заказывают особое издание Конституции с обложкой, отделанной кожей пресмыкающегося – ящерицы варана. Тут – по статусу положено. Но нужно ли было тратить 130 тыс. руб. на закупку элитных сигар для оздоровительного комплекса «Бор»?
Но в общем и целом на фоне привычного бюджетного транжирства российского чиновничества траты УДП выглядят почти скромно. За двумя большими исключениями. Первое – закупки в президентский гараж. Автопарк первого лица обслуживают четыре автобазы, он насчитывает 2 тыс. легковых машин, две сотни автобусов, есть и спецтранспорт. На главном автохозяйстве РФ не экономят: обновляют с завидной регулярностью и машины выбирают непростые.
До кризиса на это смотрели сквозь пальцы, но летом 2009 г. разразился скандал. Управление делами объявило очередной автотендер на сумму 0,5 млрд. рублей. Большую часть средств направили на покупку 40 автомобилей BMW 750 и 50 BMW 525. Оставшиеся деньги раскидали на легковушки Ford Mondeo и микроавтобусы Ford Transit.
Вся эта красота – на фоне резкого повышения таможенных пошлин на иномарки, которое народу объяснили особой важностью поддержки российского автопрома. В Управлении делами оправдывались – мол, эти машины в основном собирают в РФ. Эксперты немедленно развеяли миф: BMW седьмой серии, на которые ухнули львиную долю казенных денег, делают только в Германии.
Распущенные крылья
Машины, конечно, все равно купили. Поскольку новая партийная элита, как и прежняя, не готова поступиться собственным комфортом, предпочитая жертвовать народным. Вскоре нашлась новая мишень для «господдержки». Это – многострадальный российский авиапром.
Для начала – полезно оглянуться по сторонам. Примерно в тот момент, когда в УДП, вероятно, уже вовсю размышляли, в каком стиле оформить убранство новых импортных авиалайнеров, британское правительство лишило государственного самолета королеву Елизавету Вторую. Последние 20 лет Ее Величество обслуживали два воздушных судна королевских ВВС. Но к 2009 г. они отлетали ресурс, на новые денег в бюджете не нашлось.
В результате королеве пришлось покупать самолет за свой счет. Она выбрала подержанный лайнер британского производства, который обошелся ей всего в 3 млн. фунтов стерлингов.
Не особо роскошествует в воздухе и президент США. До недавнего времени у него было два «боинга», построенных еще в 1990 году. Второй самолет запасной, намного более скромный. Обычно на нем летает вице-президент. Только когда у одного из «боингов» вышел летный ресурс (20 лет), – правительство США заказало новый лайнер.
Иное дело – российская чехарда с первым бортом страны. До 2003 г. президент В. Путин летал на лайнере Ил-96-300, доставшемся по наследству от Б. Ельцина. Ельцинский самолет постройки 1996 г. не отличался скромностью. Красили его в Нидерландах, салон отделывали в Швейцарии. В итоге машина обошлась бюджету в 300 млн. долларов. Ее можно было эксплуатировать до 2026 г., но решили иначе. Новым лайнером
В. Путина опять стал Ил-96‑300, он отличался еще более пышной отделкой. Точная стоимость не известна. Но можно не сомневаться, это один из самых дорогих самолетов в мире.
Ему тоже не повезло. Не отлетав и 10 лет из 20 расчетных, он также лишился статуса первого борта. Третий по счету Президент РФ Дм. Медведев поступил своеобразно. В мире принято: если в стране есть свой авиапром или хотя бы сборка самолетов, президент летает на отечественной технике. Дмитрий Анатольевич решил иначе. В самый разгар кризиса, когда госбюджет трещал по швам, президентский авиаотряд пополнился двумя свежекупленными французскими лайнерами «Фалькон 7X» (по 50 млн. долл. каждый). Этого показалось мало. И вот на замену «Илу» ждут два европейских лайнера «Эйрбас А‑319». О цене с президентской отделкой салона и спецсвязью можно лишь догадываться. Официальное объяснение смехотворно: президента пересадили на иномарки ради экономии топлива. Известно: с учетом всех расходов на спецсвязь и охрану каждый рейс президентского «Ила» обходится примерно в 50 млн. рублей. При таких общих тратах цена керосина не значит ничего.
Кто принял решение о такой на редкость кровожадной покупке зарубежных самолетов, которые обойдутся стране в сумму, сопоставимую с годовым бюджетом некоторых регионов? Можно сколько угодно кивать на ГТК «Россия», управляющую президентским авиапарком. Но без санкции Управделами такие шаги невозможны.
Итог ясен. УДП окончательно вознесло власть над народом. При этом в головах партэлиты воцарилось двоемыслие, привычное позднему советскому периоду. На публику привычно выливают ничего не значащие речи про модернизацию и пр. Что думают про себя – понятно. Правильно сказано: о человеке надо судить по делам. Пусть это даже дела Управления.