Несмотря на бодрые заверения министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, что материнская и младенческая смерти в стране идут на убыль по причине внедрения инновационных технологий в детскую медицину – факты говорят об ином. И похоже, что российские регионы ведут собственную статистику, а ведомство г-жи Голиковой – свою.
Сегодня в 30 регионах страны работают современные перинатальные центры. Но в России, напомним, 83 региона.
И во многих из них функционируют древние больницы и ветхие родильные дома. Это одна сторона медали. Вторая – в родильных домах не хватает специалистов. Не хватает не только санитарок и медицинских сестер, но и акушерок.
И на новостных лентах и в письмах наших читателей – тревожные сообщения из Псковской, Нижегородской, Белгородской областей, из Приморья и Алтайского края. Уровень младенческой смертности продолжает расти, а не снижаться. Значит, в организации отечественного родовспоможения все еще есть серьезные просчеты.
Во Франции – человек. В России – выкидыш
По официальной статистике Всемирной организации здравоохранения, количество младенцев, умирающих в возрасте до одного года, в России составляет 11 на 1 тыс. детей. В Германии эта скорбная цифра не превышает 4, во Франции – 3, в США – 6. В Швеции – 5. Около 80% смертей новорожденных приходится на перинатальный период, т.е. в первую неделю жизни. Доношенных малышей среди них – половина. Впрочем, эти показатели, по словам российских экспертов, занижены в полтора-два раза. По нашим стандартам, ребенок – все, что больше 1 кг.
В то время как за рубежом новорожденный называется человеком, если весит не менее 500 граммов. У нас же в случае смерти малыша весом 900 граммов считается, что произошел выкидыш. Но эти «стандарты» начинают меняться. Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с врачами в Костроме объявил, что Россия будет следовать мировым стандартам, и человеком будет признаваться младенец, родившийся весом в 500 граммов. В планах Минздрава с 2012 года – переход на новый механизм регистрации новорожденных детей с учетом экстремально низкой массы тела при рождении.
Справка «АН»
Перинатальный период – от 28-й недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, перинатальный период начинается с 22-й недели беременности, когда масса плода достигает 500 г и больше.
В Костроме на встрече с сотрудниками роддома Дмитрий Медведев пообещал выделить половину своего Резервного фонда – 350 млн. рублей – на приобретение оборудования для выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела.
Правильно, вымирающей России дорог каждый ее гражданин. И надо выхаживать даже самых крошечных младенцев. А может быть, это будущий великий ученый? Или писатель с мировым именем? А если новый президент?
70% роддомов нужно полное переоснащение
Об этом заявил вице-премьер Александр Жуков на III Общенациональном форуме «Здоровье детей – основа здоровья нации».
– Проблема организации медицинской помощи женщинам и детям сохраняется, – констатировал Александр Жуков. – Более 70% медицинских учреждений родовспоможения и детства нуждается в ремонте, переоснащении и дооснащении современным медицинским оборудованием. Есть проблема с укомплектованностью и уровнем профессиональной подготовки медицинских кадров. В стране утвержден типовой проект перинатального центра. Его строительство в среднем обходится примерно в 1,5 млрд. рублей. Но проблема в том, что строительство должно осуществляться на принципах софинансирования: большая часть средств идет из федерального бюджета (в 2010 г. выделено 14 млрд. рублей. – «АН»). Свою часть должны доплачивать регионы.
И вот тут-то и возникают вынужденные «остановки». Своих денег у регионов нет. К примеру, Забайкальский край получил из федерального бюджета 100% средств на строительство перинатального центра. И профинансировал проект лишь на 3%.
Заметки на полях
Сегодня в России работает 2191 учреждение, где принимают роды. Из них в 1404 число коек не превышает тридцати. Самостоятельных родильных домов только 184.
Но власти обещают: до конца 2011 г. в 22 регионах появятся перинатальные центры. Строительство центров идет. Но не везде быстрыми темпами.
Ярославль: юбилейный долгострой
В ходе встречи с губернатором Ярославской области Сергеем Вахруковым в 2009 г. премьер Владимир Путин поинтересовался реализацией программы здравоохранения, в рамках которой планируется открытие перинатального центра. Губернатор пообещал, что новый центр скоро заработает. Главный родильный дом должны были сдать 23 мая 2009 года. Но не сдали.
Проект «Областной перинатальный центр в Ярославле» был разработан на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ еще 9 декабря 2004 года. На строительство были выделены деньги из федеральной казны – 750 млн. рублей. Но этой суммы оказалось недостаточно. Решено было увеличить финансирование объекта в два раза. Увеличили.
Под перинатальный центр выделили участок общей площадью 4,55 га, на котором должен был разместиться весь комплекс.
А это стационар на 180 коек, клинико-диагностический корпус, обсервация, гараж на шесть машин с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами скорой медицинской помощи, три трансформаторные подстанции, распределительная подстанция, две дизельные, кислородно-газификационная станция и др. В общем, хозяйство огромное. Но открытия центра в 2009 г., напомним, не случилось. А потом грянула подготовка к 1000-летию Ярославля. Стройку центра сразу же включили в программу приоритетных объектов к юбилею. Но центр и в 2010 г. не сдали. Видимо, помешало празднование юбилея.
Перинатальный центр обещают сдать в этом году. Как будто бы 31 мая с.г. будет торжественное открытие. В присутствии губернатора С. Вахрукова. Роженицы Ярославля ждут, но уже не слишком верят в обещания.
Саратов: чиновников потрясли как грушу
Теперь из славного города Ярославля перенесемся в чудесный город Саратов. Строительство перинатального центра здесь начали еще в 2008 году. Открыть новый роддом должны были в начале 2010 года. Но денег не хватило. А потом выяснилось: чтобы достроить перинатальный центр в Саратове и завершить реконструкцию родильного дома в городе Балашове, нужно найти еще 360 млн. рублей. Где брать? Чиновники стали резать расходы на социальные нужды. Но местным депутатам такой расклад не понравился. Они посоветовали чиновникам сократить расходы на себя любимых. Чиновники послушались и пожертвовали своим санаторно-курортным лечением. А это почти 85 млн. рублей. Остальные деньги наскребли по разным сусекам.
Факт
В 2010 г. в России родились почти 2 миллиона детей.
К слову, здание перинатального центра в Саратове уже готово, все инженерные коммуникации подведены. И похоже, что в конце этого года центр сможет принять первых пациентов.
Псковская область: почему умирают младенцы?
В 2010 г. в Псковской области умерли 112 детей.
Уполномоченный по правам ребенка Дмитрий Шахов озвучил эти цифры на своей пресс-конференции:
– Официальная версия тридцати случаев смерти детей вызывает сомнение, – заявил Дмитрий Шахов. – По младенческой смертности Псковская область – лидер на Северо-Западе. У нас показатель – 8,2 на тысячу родившихся, а в Северо-Западном федеральном округе – 5,6.
Дмитрий Шахов видит причину в ранней профилактике врожденных заболеваний, сопровождении будущих матерей, проведении родовспоможения. Главная причина младенческой смертности – синдром дыхательных расстройств и родовые травмы. На втором месте – врожденные пороки развития. На третьем – внешние причины (случайные отравления, удушения) и синдром внезапной смерти младенцев.
Дмитрий Шахов пообещал провести комплексную поверку Псковского перинатального центра и всех родильных отделений области. В этом готовы помочь сотрудники областной прокуратуры.
Нижегородская область: 19 лекарств для роженицы
Более 2 млрд. руб. потратят на модернизацию системы родовспоможения в Нижегородской области. Об этом сообщил губернатор Валерий Шанцев. Ситуация в регионе тревожная. Материнская смертность почти на 13% превышает среднероссийские показатели, младенческая – на 5%. Дети умирают чаще, чем в среднем по России, хотя за последние три года в модернизацию больниц вложено 1,7 млрд. рублей.
– Но 40% потерь среди новорожденных можно было предотвратить, – рассказали «АН» в пресс-службе областной прокуратуры. – Причем медицинские ошибки случаются не только в отдаленных деревнях, но и в крупных районных центрах. Вот случай в Борской районной больнице: врачи назначили роженице 19 препаратов разнонаправленного действия. В результате такого «лечения» роженица скончалась. Низкий профессионализм медперсонала – одна из главных причин как материнской, так и младенческой смертности.
Губернатор В. Шанцев обещает: 15 учреждений родовспоможения отремонтируют в рамках Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области в ближайшее время.
И еще в скором будущем построят областной перинатальный центр. Он будет создан на базе больницы №33. Но не получится ли, что этот центр будут строить, как перинатальный центр в Ярославле?
И как будут решать вопрос с низкой профессиональной подготовкой медперсонала?
Алтайский край: трагедия в селе Ключи
Весной 2010 г. из-за трагедии в роддоме села Ключи в Алтайском крае губернатором А. Карлиным был освобожден от должности вице-губернатор Николай Черепанов. Он курировал сферы здравоохранения и социальной защиты населения.
Трагедия произошла в родильном доме в марте. У четырех рожениц после введения некачественного физраствора ухудшилось состояние. Одной из них сделали кесарево сечение. Женщина смогла родить здорового младенца, но после родов у нее отказали почки. Спасти роженицу не удалось. У другой роженицы во время искусственно вызванных родов несколько раз останавливалось сердце. Врачам удалось реанимировать женщину, но ребенок не выжил. Потом скончался еще один новорожденный.
Это не единственная трагедия в Алтайском крае. В Центральной районной больнице Первомайского района скончались несколько человек, в том числе и роженицы. Причины? В больнице не хватает многих специалистов, квалифицированных акушерок. Постельным бельем и посудой обеспечиваются только больные, поступившие по экстренным показаниям. Не хватает подушек, матрасов и полотенец.
Исторический факт
Принципиальное снижение младенческой смертности в России произошло после окончания Второй мировой войны. В медицинскую практику были внедрены антибиотики и сульфаниламиды. Это привело к сокращению смертности младенцев от болезней органов дыхания и инфекционных болезней. В 1946 г. уровень младенческой смертности в России достиг 92 на 1000 (на 74% ниже, чем в 1940 г.).
Мы живем в XXI веке? Или в пещерном?
Кемерово: роженица провалилась под пол
В Кемерове после капитального ремонта открылся родильный дом на улице Ленина. Еще в 1960 году это здание передали от некоего военного ведомства для медицинских нужд. Основательного ремонта не было. И в 2007 г. одна из пациенток провалилась… под пол. Главный врач обещает: больше такое не повторится.
Для безопасности фасад здания, крышу и помещения снабдили системами пожарной сигнализации и аварийного оповещения. Правда, количество коек осталось прежним – на 230 рожениц. В родильных залах установили современные места для родовспоможения, а в палатах – многофункциональные кровати на колесиках. Завезли новое лабораторное оборудование, наркозно-дыхательную аппаратуру, инкубаторы, лампы для фототерапии новорожденных.
Жаль, что не во всех родильных домах сегодня происходят такие добрые перемены.
Опыт Швеции: трагедия национального масштаба
А теперь обратимся к зарубежному опыту. Недаром же Россия примеряет к себе новые мировые медицинские стандарты. Тут нам во многом может помочь пример Швеции. Эта скандинавская страна занимает одно из первых мест в мире по «выживаемости» детей в течение первых пяти лет жизни: из 1 тыс. новорожденных мальчиков умирает 5, среди девочек – 3.
И смерть каждого младенца для шведов – это трагедия национального масштаба. Об этом обычно сообщают все СМИ.
Также трепетно к младенцам относятся в Германии. В 2010 г.
4 летальных исхода приходилось на 1 тыс. успешных родов. Материнская смертность соотносится как 5 на 100 тыс. родов. Секрет успеха прост – это высококвалифицированная акушерская помощь и грамотно поставленная профилактика. Редкая неделя обходится в Германии без того, чтобы по телевизионным каналам не показывали документальные сериалы о том, как с наименьшим риском выносить и родить малыша.
Почему у нас нет таких сериалов? Почему мы смотрим бесконечные «мыльные» оперы? Почему смерть младенца в родильном доме – это для нас привычное явление, а отнюдь не трагедия национального масштаба? И когда будут решены все проблемы во всех без исключения родильных домах России? А пока многие из них так и живут в режиме цейтнота.
Ау, молодые специалисты!
На развитие неонатальной хирургии в 2012–2013 годах Министерство здравоохранения и социального развития планирует выделять по 60 млн. рублей ежегодно. На программы модернизации детского здравоохранения будет выделено 162,6 млрд. из федерального бюджета.
Но для модернизации здравоохранения необходимы не только новое оборудование и подготовленные кадры, но и инновационный подход. Однако инновационные процессы в области здравоохранения сталкиваются опять же с нехваткой кадров и дефицитом необходимого оборудования. К примеру, применение фетальной (эмбриональной) хирургии происходит сегодня лишь в трех медицинских учреждениях России (одно из них – частное. – «АН»).
Проблема нехватки кадров ранее была затронута главным детским врачом России Леонидом Рошалем на Всероссийском форуме медицинских работников. Кадровый кризис, при котором около 30–40% выпускников медицинских вузов не идут работать по специальности, особенно ощутим в российских регионах.
– Есть регионы, где более 50% врачей пенсионного возраста и только 7% молодых специалистов, – заявил доктор Рошаль.
Нехватка врачей и медсестер (а также санитарок и нянечек) при постоянном росте нагрузки ощущается очень сильно. Медики во многих регионах работают в режиме цейтнота. Нагрузка у них – огромная.
Роды по телевизору
А что делать тем, у кого нет под боком современного родильного дома? Тут на помощь приходят видеосеансы. Специалисты Волгоградского перинатального центра провели в течение месяца три сеанса для родильного отделения Урюпинской центральной районной больницы. По мнению районного акушера-гинеколога Татьяны Шевченко, подобные видеоконсультации – это не только незаменимая помощь в сложных ситуациях с экономией времени и финансов, но и повышение квалификации.
– Возможность консультирования с коллегами из крупных медицинских центров снимает проблему профессиональной изолированности медицинских работников небольших населенных пунктов, – считает главный врач Волгоградского перинатального центра Татьяна Цыбизова. – Практические врачи в процессе регулярного консультирования получают дополнительные опыт и знания. Благодаря телемедицине они могут «посещать» видеолекции или даже наблюдать за ходом операции, проводимой авторитетными специалистами.
И все же лучше рожать не по «телевизору», а в нормальной палате современного роддома под присмотром этих самых специалистов.
Генеральная прокуратура: 73 тысячи нарушений
Генеральная прокуратура в ходе недавней проверки санитарного состояния зданий больниц выявила многочисленные нарушения законодательства.
Прокурорами всех субъектов установлены нарушения бюджетного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Вскрыты факты недобросовестного отношения региональных, местных властей и руководителей медицинских учреждений к исполнению своих обязанностей.
Всего прокуроры выявили более 73 тыс. нарушений законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения. А также нарушения законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт. В ходе проверки установлены факты нецелевого расходования и хищения бюджетных средств, выделенных на содержание, строительство и ремонт медицинских учреждений. К примеру, в Романовской районной больнице Алтайского края деньги, поступившие на приобретение медицинского оборудования для рожениц, были израсходованы на мебельные гарнитуры.
В некоторых лечебных учреждениях до сих пор отсутствуют водопровод, канализация, централизованное горячее водоснабжение и водонагревательные устройства. В медицинских учреждениях Хакасии и Дагестана не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к организации специализированных отделений: реанимации, акушерским стационарам и перинатальным центрам.
Ни одно из медицинских учреждений Саратовской области не соответствует санитарным требованиям. В районных лечебных учреждениях (Балтайский, Краснопартизанский, Советский, Ершовский, Перелюбский, Романовский и Федоровский районы) не хватает врачей и медицинских сестер. Проведения косметического ремонта требуют сразу 25 лечебных учреждений, в том числе родильный дом №2 (Заводской район г. Саратова), Детская городская больница №2 (Октябрьский район), а также лечебно-профилактические учреждения Новоузенского, Петровского, Духовницкого, Балашовского и Аркадакского районов.
Некоторым роддомам требуется срочный ремонт. В родильном доме №2 г. Владикавказа (Северная Осетия) ремонт не проводился более 40 лет. Похожие факты выявлены в родильных домах Адыгеи, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Карелии, Пермского и Приморского краев, Астраханской, Кировской и Тверской областей. В некоторых роддомах полностью изношено медицинское оборудование.
Интересно, а как же лечат в таких условиях? И как принимают роды? Похоже, что в Министерстве здравоохранения и социального развития о таких вопиющих фактах просто не знают. Или не хотят знать.