В бывшем Кенигсберге историческими владельцами таких зданий являются католики и лютеране. В связи с этим РПЦ стремится не допустить перехода недвижимости в руки конкурирующих конфессий и просит мирскую власть в лице премьер-министра РФ передать здания бывших кенигсбергских костелов и кирх в ее собственность. Но в Кафедральном соборе находится музей.
- Мы категорически против передачи Кафедрального собора! - говорит директор музея-памятника Игорь Одинцов. - Для этого нет никаких оснований. Это университетский собор.
В самом музее обстановка напряженная. Тишайшие музейные работники готовятся к акциям протеста.
Семнадцать лет назад мало кто верил, что собор, в котором царила разруха, можно вернуть к жизни. Это была продуваемая всеми ветрами руина без крыши. Пока не взялся за дело военный строитель Одинцов, никому этот пугающий остов был не нужен - ни властям, ни церковным организациям. Это теперь он стал самым узнаваемым символом, брендом Калининграда.
Руками современных русских умельцев в Кафедральном соборе воссоздан оригинальный интерьер Валленрондтской библиотеки. Из более чем десяти тысяч экземпляров изданий и рукописей после пожара 30 августа 1944 г. во время английской бомбардировки уцелел лишь 291 том. Эти книги планируется представить на обозрение посетителям Кафедрального собора.
Недавно здесь состоялась премьера органа. Он был в соборе еще до войны. Теперь его заново спроектировали и построили в Германии.
Налоговые власти совсем недавно потребовали с Одинцова налог на имущество в 3 млн. рублей, что превышает годовое финансирование этого учреждения культуры из областного бюджета (2,6 млн. руб). Не успел Одинцов отбить налоговую атаку, как теперь церковные власти заинтересовались восстановленным им собором. На руины они не претендовали. То ли дело восстановленный собор!
Возникает вопрос: для чего попу гармонь? То есть зачем РПЦ уникальный, лучший в Европе органный комплекс?
Министр калининградской культуры Михаил Андреев признает:
- Я считаю, что передавать Кафедральный собор, где многое сделано и общественными организациями, и зарубежными партнерами, и федеральной, и региональной властью, нецелесообразно. Но собственником этого здания является федеральный центр, ему и принимать решение.
Представители епархии отказываются от комментариев. Между прочим, в музее-соборе находятся две действующие часовни - одна католическая, другая православная. Какова в свете намечающегося передела собственности их дальнейшая судьба?
Справка «АН»
Кроме других культурных ценностей на территории Кафедрального собора находится знаменитая могила философа Иммануила Канта. Он был похоронен в «профессорской усыпальнице» собора в 1804 г. и стал последним похороненным в нем человеком. В 1880 г. над могилой Канта была возведена часовня, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии. К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненное в виде открытого колонного зала и разительно отличающееся по архитектурному решению от самого собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который является кенотафом, то есть останков Канта в нем нет, они покоятся глубже. Могила Канта была отреставрирована в 1996 г., в числе первых работ по восстановлению cобора.