На днях «Балтийский завод» завершил испытания уникального беспилотного аппарата, способного погружаться на глубину до 10 километров. Детище питерского предприятия пока не получило имени. Но известно, что по ряду характеристик оно значительно превосходит иностранные аналоги. Например, корпус российского аппарата изготовлен из титановых конструкций повышенной толщины. При сварке применялась технология, которой владеют только российские инженеры.
У наших предприятий есть множество и других интересных глубоководных разработок. Например, Дальневосточное отделение Академии наук создало робота «Клавесин». Он применялся в ходе экспедиции по изучению шельфа хребта Ломоносова. Кроме того, Россия создала поисковый комплекс «Кальмар». Это «навороченный» эхолот, предназначенный для сканирования дна.
Научная и инженерная мысль в последнее время бьет ключом. Нижегородские предприятия «Лазурит» и «Красное Сормово» создали уникальный подводный самоходный спасательный аппарат. Кроме того, в России разработан батискаф «Поиск‑6», предназначенный для работ на глубине 6 тыс. метров.
Основным заказчиком всей этой техники выступает Минобороны. Но неподалеку уже давно маячат китайцы. Прежде всего им очень хочется добраться до технологий, используемых в подводных аппаратах «МИР». В мире существует всего пять таких субмарин, причем российские - лучшие.
Вот Китай и сделал хитрый ход. По нашим данным, он официально предложил создателям «МИРов» поработать для китайцев над новым обитаемым аппаратом, способным действовать на глубинах до 7 тыс. метров. Правительство Поднебесной выделило на это 22,5 млн. долларов. Удастся ли китайцам за эту скромную сумму добраться до наших технологических секретов? Вопрос остается открытым.