СВОИХ сил противостоять норвежцам у наших рыбаков оказалось недостаточно. Напомним, в марте этого года руководитель Росрыболовства Андрей Крайний заверял, что два судна рыбоохраны будут круглогодично дежурить в 200‑мильной зоне Шпицбергена, где ведут промысел российские суда. Но против них вышли более десятка норвежских кораблей береговой охраны. Поэтому на днях Главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий заявил: Военно-морской флот окажет поддержку российским рыболовецким судам, находящимся в районе острова во время рыболовецкого сезона.
«В настоящее время в район прибыл и выполняет задачи большой противолодочный корабль «Североморск», а с 17 июля в районе будет находиться ракетный крейсер «Маршал Устинов», – рассказал нашему корреспонденту начальник Службы информации и общественных связей ВМФ РФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало.
И это только начало постоянного присутствия наших военных кораблей у Шпицбергена. А регулярно заходить в этот район они стали с 2004 года. Гендиректор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что проблема раздела северных и смежных территорий – прежде всего Северного Ледовитого океана и Северного моря – связана с запасами энергоресурсов, которые там расположены.
По его мнению, «истории с задержанием российских рыбаков, за которыми гонялись норвежские пограничники, лежат на поверхности. Но опять же корень этих небольших детективных историй заключается не в рыбе, а в тех углеводородах, которые там находятся, – отмечает Симонов. – Я боюсь, что вскоре Северный Ледовитый океан станет зоной активной милитаризации».
Россия полным ходом готовится к борьбе за арктические богатства. В конце июня 2008 г. начальник Главного управления боевой подготовки (ГУБП) генерал Владимир Шаманов заявил, что ГУБП «приступило к уточнению планов боевой подготовки частей и соединений видов Вооруженных сил и родов войск, которые могут быть привлечены к выполнению боевых задач в Арктике».
В Главном разведывательном управлении Генштаба ВС РФ создается арктический спецназ.