В начале этой недели в российско-польских отношениях произошли интересные подвижки. Варшавская пресса впервые подробно вспомнила о тысячах красноармейцев, жестоко замученных в польских лагерях смерти в 1919–1921 годах. Еще совсем недавно представить такое было сложно. Обычно польские газеты придерживаются совершенно другого тона: поляки – жертвы агрессивных соседей с Востока.
Поводом для статей послужила мемориальная доска, прикрепленная неизвестными лицами к обелиску, установленному в честь 90-й годовщины обретения Польшей независимости. На ней польские власти обнаружили надпись: «Здесь покоятся 8000 советских красноармейцев, жестоко замученных в польских лагерях смерти в 1919–1921 гг.». «Крамольная» табличка была немедленно демонтирована полицией – официально польские власти не признают вины за случившееся в те годы. Они достаточно цинично заявляют, что люди умирали сами собой.
Тем не менее польские газеты признали, что в 1920–21 гг. в плену находились 80–85 тыс. россиян. Недалеко от обелиска располагался один из лагерей военнопленных, в котором умерли более 4 тыс. человек, а всего в те годы, по польским данным, погибли до 20 тыс. красноармейцев.
Как отмечают аналитики, установка этой таблички является российским ответом на инцидент, произошедший недавно в Смоленске. Там без разрешения местных властей поляками была установлена мемориальная доска. Надпись на ней гласила, что президент Л. Качиньский погиб, направляясь в Катынь на мероприятия, «посвященные 70-й годовщине советского геноцида над польскими офицерами».
По мнению экспертов, стратегия российской стороной выбрана правильная – на каждую польскую провокацию необходим быстрый, симметричный ответ.