Пентагон потратил 648 млн. долл. на покупку и переоборудование 31 вертолета Ми-17 и собирается купить еще 10 в будущем году. И останавливаться на этом не намерен.
Американским военным очень нравятся русские Ми-8 и Ми-17 за их надежность, живучесть, простоту в обслуживании и ремонте, летные данные, грузоподъемность. Они считают их идеальными машинами для войны в горах и с удовольствием закупили бы приличное количество для себя. Но мешает правило, что 51% узлов для техники должен быть произведен в США. В итоге найдено решение – американцы закупают их для подконтрольных режимов и используют в своих целях.
Явление это приобрело такой масштаб, что засуетились лоббисты авиапрома США в лице конгрессменов. Они критикуют Пентагон и возмущаются, почему не было никакой альтернативы, что «позволило русским задирать цены». Но критика выглядит странно – уступающий нашему вертолету по всем характеристикам транспортно-боевой вертолет UH-60 «Блэкхок» обходится бюджету еще дороже.
Цена на российские вертолеты действительно выросла за последние годы с 6–8 млн. долл. до 12–15 млн. долларов. Но виной тому вовсе не желание российских производителей «ободрать» американцев. Цены на вертолеты Ми-8/17 растут и на внутреннем рынке. Хотя для ВВС РФ новенький Ми-8МТВ5 обходится дешевле – 5–7 млн. долларов.
В цене для США есть и элемент коррупции. Но он связан с созданием самими американцами непонятных фирм-посредников. Однако до такого «купца», как поляки, им далеко. Те недавно тоже покупали Ми-8 для своих войск в Афганистане, отказавшись от предложенных РФ новых машин. В итоге купили у собственной фирмы-посредника отремонтированные 12–15-летние вертолеты дороже новых.
На претензии Конгресса бригадный генерал ВВС США М. Бер ответил: «Те, кто летает в Афганистане на Ми-17, не смотрят на то, что он русский. Главное, что он отлично подходит для этой работы».