Аргументы Недели → Спорт  → Теннис№ 11(201) от 25.03.2010

Казахи начинают и выигрывают

, 19:51

Не успели наши болельщики переварить историю с российской биатлонисткой Настей Кузьминой, которая в Ванкувере выиграла золото для Словакии, как перед ними замаячило новое потрясение. По неподтвержденным пока данным, теннисист Андрей Кузнецов решил оставить Россию и выступать под флагом другой страны. Пикантность ситуации заключается в том, что новой родиной победителя юниорского Уимблдона станет не США или Испания, а соседний Казахстан, который твердо решил стать теннисной сверхдержавой, скупая на корню талантливых игроков со всей России...

На свою голову

Ирония судьбы состоит в том, что инициатор казахского теннисного бума президент Нурсултан Назарбаев начал заниматься теннисом только в начале 90-х годов прошлого века. Исключительно для того, чтобы установить более тесные отношения с тогдашним «другом всех теннисистов России» - Борисом Ельциным. По тем временам никто и представить не мог, что казахский вождь настолько «зафанатеет», что начнет вкладывать огромные деньги в развитие теннисной инфраструктуры в своей стране. На громадье этих планов не смог повлиять даже тот факт, что новая элита России фактически объявила теннису, как символу лихих девяностых, анафему и в полном составе переключилась на куда более зрелищные горные лыжи.

Между тем создатели «казахского теннисного бума» столкнулись с большой проблемой. На воспитание новых звезд нужно было минимум 10-15 лет, а большой начальник требовал результаты уже завтра. Вот тогда-то и вспомнили о Шамиле Анвяровиче Тарпищеве, который, кстати, и познакомил президента Назарбаева с азами тенниса. В ту пору (а речь идет о второй половине нулевых годов) сложилась уникальная ситуация. У Российской теннисной ассоциации (читай Тарпищева) было много профессиональных теннисистов, на содержание и раскрутку которых катастрофически не хватало средств. А у казахских коллег наблюдалось изобилие дензнаков при полном отсутствии игроков как таковых.

В 2008 г. договаривающиеся стороны пришли к соглашению, которое можно было бы назвать так: «деньги взамен рейтинга». Казахи соглашались выплачивать субсидии (от ста тысяч евро и выше) за каждого купленного теннисиста. А россияне соглашались продать соседям нескольких игроков из второго эшелона. Правда, даже эти неперспективные поначалу наотрез отказывались ехать в Астану. Но после того как узнали о причитающихся им подъемных примерно в сто тысяч евро, сразу согласились.

У казахов появились свои настоящие теннисисты, а российские аутсайдеры получили возможность и средства для нормальной подготовки. Например, первопроходец в освоении «казахских степей» Ярослава Шведова, которая на момент продажи прозябала в конце второй сотни мирового рейтинга, сегодня уже пробилась в первую полусотню и всерьез нацелилась на top-20.

Рейдеры на корте

Но если прогресс ставшей для нас чужой Шведовой остался практически незамеченным, то переход прошлым летом под голубые знамена 53-й ракетки мира Евгения Королева вызвал в Москве нескрываемое раздражение. Дело в том, что Королев - не просто перспективный теннисист, но еще и двоюродный брат Анны Курниковой. Именно первая наша теннисная примадонна убедила его перебраться из кризисной России в бурно прогрессирующий в теннисном плане Казахстан. А вслед за Королевым в этом направлении последовало и второе по значимости менеджерское агентство в мире тенниса - «Просерв». В итоге Казахстан получил ударный дуэт Шведова - Королев, который в начале этого сезона камня на камне не оставил от российской сборной на неофициальном командном первенстве мира - Кубке Хофмана в Австралии. Но, как показали дальнейшие события, на этом казахские рейдеры решили не останавливаться!

Явно нарушая «конвенцию» за спиной Тарпищева и федерации, по слухам, они уже начали тайные переговоры с окружением Андрея Кузнецова. Для тех, кто не в курсе: Кузнецов - не просто первый в истории России победитель юниорского Уимблдона, но наша главная и единственная теннисная надежда. По мнению многих специалистов, Кузнец по своему таланту не уступает самому Сафину и уж точно превосходит всех ныне выступающих теннисистов. Как рассчитывал Тарпищев, через пару лет акклиматизации в профессиональном Туре Андрей мог бы стать новым Маратом без скверных привычек старого.

Но все эти ожидания рухнули, когда на горизонте появились гости из сопредельного государства. По слухам, казахи предложили туляку подъемные в миллион долларов - огромные, даже по теннисным меркам, деньги. Ясно, что молодой парень и его окружение вряд ли устоят от такого соблазна.

Говорят, что, когда Тарпищев узнал о возможном уходе Кузнецова, он обратился за помощью к одному олигарху. А тот якобы задал только один вопрос: «Будет Кузнецов участвовать в сочинской Олимпиаде?» И получив отрицательный ответ, сказал: «Тогда на него у меня денег нет!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram