Шутки в сторону! Владимир Путин сделал очень серьёзное заявление по теме допинга. И эти слова позитивно восприняли во Всемирном антидопинговом агентстве (ВАДА). Неужели лёд тронулся?
«Беглых жуликов у нас не будет»
Президент Российской Федерации Владимир Путин приехал на совещание в Красноярск, который готовится к проведению Универсиады в 2019 году, и заявил следующее: «Хотел бы сказать о чистоте спорта, имея в виду антидопинговые программы. Ещё раз хочу подчеркнуть: в России никогда не было, нет и, надеюсь, никогда не будет никакой государственной системы поддержки допинга. Напротив, будет только борьба с допингом.
Претензии нам о том, что там на каких-то пробах выявили какие-то царапины, мы не принимаем. Когда мы эти пробы передавали, никаких претензий не было. Если бы были претензии к каким-то царапинам, то они должны были быть отмечены в соответствующих протоколах. Ничего этого не было. Значит, они где-то хранились, и мы не несём ответственности за это хранение.
Самое главное заключается в том, что мы должны, несмотря на промахи в работе независимой комиссии, прислушаться к тому, что она сделала, к результатам её работы. Мы должны прислушаться к требованиям ВАДА, потому что надо признать, что у нас есть достоверно выявленные случаи применения допинга, а это абсолютно неприемлемо.
Это значит, что имеющаяся и существовавшая до сих пор российская система контроля за неприменением допинга не сработала, и это наша вина. Нужно об этом сказать прямо.
Очень рассчитываю, что Следственный комитет доведёт расследование до конца. Мы создали новую систему борьбы с допингом и передаём её из правительства в независимую организацию, на площадку МГУ. Разместим там лабораторию.
Надеюсь, что никаких жуликов, которые сами организуют допинговые программы, а потом бегут за границу, там не будет. А будет налажена строгая и эффективная система борьбы с допингом. Мы всё будем делать, чтобы наладить позитивную, очень действенную, эффективную работу со всеми нашими партнёрами, включая ВАДА и Международный олимпийский комитет».
Макларен не «шизофреник»
Вот такая прямая речь. Но что из этого следует?
В первую очередь, Владимир Путин официально признал, что к комиссии Макларена нужно прислушаться, и результаты её работы – не чушь полная. А то у нас всё это время пел хор недовольных о том, что старый англосакс накопал бездоказательный компромат на Россию, и всерьёз
его воспринимать не стоит. Председатель комитета Госдумы по спорту Дегтярёв говорил, что доклад Макларена – это анекдот, депутат Госдумы Свищёв считал это бредом. Ещё раздавались оскорбления в адрес Макларена вроде «старый маразматик» и «шизофреник», но это уже без комментариев.
Теперь так никто говорить не будет. Собрались, ребята, всё очень серьёзно.
Во-вторых, РусАДА передаст полномочия новой лаборатории при МГУ. Хотя будет ли она независимой? Ведь МГУ финансируется государством. Есть тут некая двусмысленность. Но если ВАДА восстановит Россию в правах и позволит в нашей стране снова проверять допинг-пробы, это станет громадным шагом вперёд. Фактически с нас будут сняты все претензии.
В-третьих, конечно, Путин снова назвал Григория Родченкова «жуликом, который организовал у нас допинговую программу, а потом сбежал за границу». Это не совсем совпадает с фразой о том, что Следственный комитет доведёт расследование до конца. Зачем его доводить, если глава государства уже вынес обвинительный приговор? Мы всё понимаем о Родченкове, но он снова может погнать волну.
Что увидели англосаксы?
Глава ВАДА Крэйг Риди отреагировал на слова Путина: «Всемирное антидопинговое агентство с воодушевлением относится к тем предпосылкам прогресса, которые исходят с самого высокого политического уровня. С ноября 2015 года ВАДА, Национальное антидопинговое агентство Великобритании и другие организации усиленно работают в плане поддержания попыток России восстановить антидопинговую систему в стране. Публичное признание Владимира Путина в том, что «антидопинговая система не работала должным образом», – это важный шаг в правильном направлении».
Вот это заявление выглядит не очень хорошо. Нам кажется, что президент России говорил совсем о другом. И это никак не выглядело покаянием в смертных грехах, как хочет представить международное сообщество.
Член МОК Ричард Паунд добавил: «Я надеюсь, что это заявление Владимира Путина повлечёт за собой изменения. Впервые кто-то из руководителей России признал несовершенство системы. Да, была вероятность, что Россия выпадет из системы международного спорта и не примет участия в Олимпиаде. Но слова Путина – хороший шаг вперёд в борьбе с допингом. Посмотрим, какие теперь действия будут предприняты в России».
То есть это по-прежнему улица с односторонним движением. Шагов ждут от нас, сами идти в нашу сторону не желают. Но правда в том, что лёд тронулся. И вот, например, Олимпиада в Пхёнчхане никуда от нас не денется. Теперь бы дождаться, что в правах восстановят легкоатлетов, тяжелоатлетов и параолимпийцев. Что ещё для этого должен был сказать Владимир Владимирович?