Кто стал лучшим форвардом сборной России на Кубке мира? Никита Кучеров. Кто лучший бомбардир «Тампы»? Никита Кучеров. Кто самый недооценённый и скромный игрок НХЛ? Тоже Никита Кучеров. Пора узнать этого парня поближе.
«Кто сказал, что Кучи слабый?!»
Кучерова недооценивали с самого детства. Вот что рассказал его первый тренер Геннадий Курдин.
«Помню 1998 год. Никита Кучеров пришёл в мою секцию, когда я работал с детьми в «Серебряных акулах» в Москве. Маленький, щупленький. Форму ему с трудом подобрали.
Потом Никита с ребятами начал играть, было им лет по 10. Ехали мы на поезде в Нижний Новгород с Сергеем Гимаевым, там открывали памятник легендарному вратарю Виктору Коноваленко. Долго дискутировали в вагоне на эту тему. Наилич говорил, что Кучеров – мелкота и толку от него не будет.
Тогда же была мода на больших, мощных дуборезов. Они тоже нужны, конечно. Но в команде на первых ролях необходимы играющие ребята.
А вот Кучерову было тяжело. Мало того, что он невысокий. Так ещё самый младший: у меня занимались ребята 1992 года рождения, а он – 1993-го. Ему приходилось выживать. Но потом это помогло – особенно в НХЛ. Никита пробился в состав «Тампы» за счёт этой черты. Никто не ждал, а он показал свою манеру игры, когда нужно что-то придумывать, творить. Больших ведь надо обманывать».
Потом уже Кучеров на юниорском чемпионате мира – 2011 побил рекорд Овечкина по голам. А его тройка с Михаилом Григоренко и Наилем Якуповым набрала 52 очка.
И ведь никто не ждал, что Никита так выстрелит! Даже когда он уезжал в НХЛ – получил серьёзную травму, оказался не нужен ЦСКА. А в «Тампе» помогли, сделали операцию. Вроде остался – кто мог тогда представить, что Кучеров так заиграет? Раскручивали тогда Григоренко, Якупова.
Никиту всегда недооценивали. Даже в сборную Москвы 1993 года рождения на Спартакиаду не взяли. Сборы проходили в Подольске – через два дня Кучеров назад приезжает. «Что такое?!» – «Ну вот, отцепили».
Потом Курдин встречал их тренера Левицкого: «В чём дело, Саша?» – «Да он слабый».
А недавно видел этого специалиста: «Ну что, Кучи – слабый? Покажи своих сильных!» А тот отвернулся и сразу убежал.
На льду важна скорость мысли
На днях 23-летний форвард Никита Кучеров стал героем новостей, подписав трёхлетний контракт с «Тампа-Бэй» при средней зарплате 4,766 млн долларов в год. Люди, которые разбираются в хоккейном бизнесе, просто ахнули: «Кого генменеджер Стив Айзерман взял в заложники в семье Кучерова, что он согласился на такие деньги?!»
В самое деле, даже если смотреть на примерах, Владимир Тарасенко получил в «Сент-Луисе» восьмилетний контракт на 60 млн долларов – то есть 7,5 млн долларов в среднем за год. Этих двух игроков можно поставить примерно на один уровень.
А пока контракта не было и Никита не приехал в тренировочный лагерь «Тампы», он катался в Подмосковье с любителями и занимался с детьми из нынешней секции тренера Курдина. Тот пригласил своего ученика, и Кучи махнул прямо из Торонто – после Кубка мира.
«Он приехал в Подольск к моим ребятам – я тренирую группу детей 2002 года рождения. И с нами пять тренировок провёл. Для мальчишек это большое вдохновение, когда рядом такой игрок, которого они по телевизору видели. И ведь Никита не просто прикатил, чтобы автографы раздать, а взял с собой полную форму, вышел на лёд, делал все упражнения.
Очень талантливый мальчик. Я его с детства учил хоккею – быстрому по скорости мысли. Нужно не бегать по площадке сломя голову, а так: отдал – открылся – увернулся. Потому что маленький. Не улизнёшь, и тебя убьют.
«Отдал – открылся» – это и есть советский хоккей, в который сейчас играют канадцы. А мы в России, включая сборную, играем в канадский хоккей 70-х. Взяли всё самое плохое. Но посмотрите, как перестроились в Канаде. Сейчас там советский стиль игры.
А то, что деньги дали Никите не совсем те, которых он стоит, – не беда. Мы ведь это обсуждали. Если бы Кучеров сейчас сидел и не выступал, это ему на пользу бы не пошло. Он играть хочет! А финансы для него – не главное. Просто Никита – настоящий спортсмен и должен расти как хоккеист».
Кумир детства – Буре
Однажды Сергей Гимаев сказал, что Никита Кучеров ему напоминает Александра Могильного – такой же молчаливый настырный форвард с прекрасным катанием и убийственным кистевым броском.
Сам же как-то Кучеров заметил, что его хоккейным героем был нападающий Павел Буре. И добавил: «А ещё вся «русская пятёрка» из «Детройта».
Он рассказывал, как каждый день в шесть утра за ним, шестилетним, домой заезжал Геннадий Геннадьевич Курдин и возил на тренировки. Никита ехал сонный в машине, а просыпался уже на льду. Это одни из самых незабываемых воспоминаний детства. И если бы не первый тренер, Кучеров даже не знает, где бы сейчас был и что делал.
«Может, стал бы футболистом. Или ещё чем-нибудь бы занимался», – рассуждает Кучи.
А на вопрос, с какой самой большой знаменитостью ему удалось пообщаться, он удивляет:
– Это был Арнольд Шварценеггер. Но, если честно, я с ним даже не познакомился, а так, рядом постоял.
Арни, кстати, тоже приехал из Европы и покорил Америку. А потом стал губернатором Калифорнии. Может, у Кучерова такое же будущее?