Главной победой этого чемпионата мира по водным видам спорта в Казани мы уже сейчас признаём золото Юлии Ефимовой на стометровке брассом. Юля победила олимпийскую чемпионку Руту Мейлутите из Литвы, которая публично заявляла, что не считает Ефимову честной спортсменкой.
Рута сломалась
Это был невероятный финал. Букмекеры ставили коэффициент 1,5 на Мейлутите, а за Ефимову давали только 2,4. Мало кто верил в Юлю, которая вернулась в большой спорт после 16-месячной дисквалификации. По глупости приняла пищевую добавку для похудения, в которой обнаружился запрещённый препарат.
Вообще стометровка Ефимовой не давалась никогда. Она дважды брала золото чемпионата мира на 50 м брассом, два года назад в Барселоне победила на 200 метрах.
Но вот 100 м – престижная олимпийская дистанция всегда ускользала, и пробить скорость не удавалось. А в 2012 году в Лондоне всех ошарашила 15‑летняя литовка Рута Мейлутите, взявшаяся невесть откуда и победившая всех, включая железобетонную фаворитку – Ребекку Сони из США.
Ефимова стала только седьмой, но долгая вынужденная пауза пошла ей на пользу. Появились лёгкость, раскованность, тяга к любимому делу. Юля показывала в Казани лучшее время в предварительном заплыве и полуфинале (1.05,60). Мейлутите оставалась чуть сзади (1.05,64), как-то сбавляя скорость на финише. Сначала все думали, что Рута так хитрит…
Но финал дал ответ – у Мейлутите есть серьёзные физические и психологические проблемы. Потому что Ефимова безобразно выполнила старт в финале, после первого полтинника и отставала на 0,49 секунды. Но выдала гениальную вторую половину, а Рута просто встала, показав время на две секунды хуже своего мирового рекорда в Барселоне-2013.
Ефимова взяла золото со временем 1.05,66, с которым неминуемо проиграла бы Мейлутите, проплыви та не хуже самой себя в полуфинале Казани. Вот почему Юля не радовалась после финиша, а озадаченно смотрела на табло.
Что же произошло?
«Она боится…»
Ответ может таиться в одной из фраз Ефимовой, когда отшумел безумный ажиотаж вокруг новой чемпионки и организаторы наконец-то позволили российской прессе поговорить с русской спортсменкой.
Это ведь историческое золото. Наша страна брала его лишь однажды в истории, когда на чемпионате мира – 1978 в Западном Берлине победила юная Юлия Богданова.
Так вот у Ефимовой спросили, что она думает о публичной критике со стороны Мейлутите. Литовка писала в твиттере, что не считает Юлю честной спортсменкой, и намекала, что её слишком мягко наказали. В самом деле, за допинг могли дать вообще два года с отстранением от Олимпиады. Но теперь главная конкурентка Руты едет в Рио, чтобы снова зарубиться на сотне.
– Я поняла, что она боится, – сказала Ефимова и развивать тему не стала.
Выводы делайте сами, почему Мейлутите так провалила финиш, попав в кратер ревущей и гудящей «Казань Арены».
Теперь меня ничто не возьмёт!
– Юля, у вас не было ярких эмоций на финише. Вы не радовались, а недоумённо смотрели на табло.
– Да… Я не поняла, что у всех произошло со временем. Хотелось показать намного быстрее результат. А когда приплыла, то даже немножко из-за этого расстроилась. Но всё-таки это первое место.
– Когда вы вставали на пьедестал, то, показалось, были в шоке. Перед глазами пронёсся последний год?
– Нет, это из-за трибун. Болельщики так закричали и начали приветствовать меня, что я поверить не могла. Когда на старт выходишь и плывёшь, то слышишь эту потрясающую поддержку. И как гимн все дружно пели. Причём внизу это слышится намного лучше. Вот это меня сильно поразило.
– Не боялись, что эти эмоции захлестнут?
– Видимо, они больше захлестнули моих соперниц.
– О чём вы говорили с Рутой после финиша?
– Она меня поздравила. Я спросила, что случилось со временем у всех, – улыбается Юля. – Мы все немного пребывали в шоке. Потому что на прошлом чемпионате мира все плыли намного быстрее.
– Какие у вас отношения вне дорожки? Вы общаетесь?
– С Рутой – не очень. Она всегда более замкнутая. После соревнований с ней легко говорить. А во время турнира она очень фокусируется на спорте.
– Никита Лобинцев заметил, что в Америке научился думать. А что тренировки в США дают лично вам?
– Да, думать – если можно так сказать. А в моём случае – наоборот, не думать лишнего. Быть абсолютно уверенной в своих силах. Тренер это очень долго объяснял. Обычно мне этого не хватало.
Вообще Дэвид Сало приехал в Казань как главный тренер женской сборной США. И говорил, что ему тут нельзя проявлять ко мне чувства. Но перед стартом обнял и объяснил, как плыть по раскладке. И ещё заметил, чтобы я не волновалась: «Всё будет хорошо!»
– В чём вы стали сильнее за полтора года, которые провели вне плавания?
– Морально стала сильнее. Теперь меня уже точно ничто не возьмёт!