Через четыре года чемпионат мира пройдёт в нашей стране. Какие уроки мы должны извлечь из первенства планеты – 2014? Каких ошибок не повторить? Чему научиться у бразильцев?
Создать команду для народа
Россия должна стать Бразилией? Да ни в коем случае! Мы не хотим получить 1:7! С другой стороны, лично я не буду против, если наша горемычная сборная доползёт до полуфинала. А там уже гори всё огнём! Проигрывай хоть 1:17!
Если говорить всерьёз, то дело, конечно, вовсе не в результате. Сейчас мы вообще ведём речь не про футбол, а про организацию турнира. Сборная тоже часть проекта, потому что вокруг неё должна строиться кампания по продвижению футбола в массы. Тренировки сборной Бразилии собирали не меньшую аудиторию, чем сами матчи. От гостиницы на стадион автобус с командой сопровождал вертолёт с телекамерой. Метра нельзя было пройти по любому городу, чтобы не наткнуться на рекламный плакат с участием футболистов: бытовая техника, автомобили, авиакомпании, чипсы, носки, трусы… Ради выступления травмированного Неймара в прямом эфире все каналы прервали передачи, будто это не игрок, а президент произносит обращение.
Кто-то считает, что излишняя открытость Бразилию и подвела. Это не так. У поражения хватает футбольных причин, а чемпионы мира немцы тоже с распростёртыми объятиями выходят к народу. Но в нашей стране у игроков, увы, скорее имидж зажравшихся котов. Их появление на экранах чаще вызывает раздражение у россиян. Как изменить отношение, причём быстро? Я, если честно, ума не приложу…
Эх, дороги…
Из-за географических особенностей в Бразилии практически не развит железнодорожный транспорт.За месяц, проведённый в стране, я видел всего один поезд – он стоял, сожжённый, на обочине дороги, его облюбовали бомжи. В этом плане мы, страна железных дорог, дадим бразильцам сто очков вперёд. Но стоит задуматься о качестве. В Европе, допустим, привыкли к иному уровню комфорта в вагонах. Наш «Сапсан» в России считается за образец, но в Европе уступил бы по уюту даже простым региональным поездам.
Вместе с тем Бразилия – страна автотрасс. Путешествие на автомобиле или рейсовом автобусе – просто сказка. Дороги идеальные, пусть и платные. А на обочинах едва ли не на каждом километре обустроена автозаправка со всем спектром услуг – кафе (иногда настоящий ресторан), шиномонтаж, магазинчик, бесплатный кофе и бесплатный же, но при этом чистый туалет…
А что в России? Поездка по трассе Москва – Санкт-Петербург приравнивается к дороге в ад и обратно. Гости чемпионата мира будут, мягко говоря, разочарованы, если захотят предпринять «трип» на арендованном автомобиле, допустим, по колдобинам из Ростова-на-Дону в Краснодар.
Победить одну из двух важных российских бед – важнейшая инфраструктурная задача. Выглядит она решаемой. Правда, потребуется много сил и средств.
Кроме того, в Бразилии категорически не хватало дешёвого жилья и авиабилетов между городами-хозяевами турнира. Цены задрали и хозяева гостиниц и квартир, и ушлые авиакомпании. В России-2018 государство должно взять ситуацию на контроль. Иначе билет из Москвы в Краснодар вдруг подорожает с
3–5 тыс. рублей до 25–35.
Ох, рано встаёт охрана
Бразилия пользуется дурной славой – это страна с высочайшим уровнем преступности. Однако во время ЧМ-2014 обошлось практически без печальных инцидентов. Как обеспечивать безопасность, нам стоит поучиться. С другой стороны, во многих местах, особенно в пунктах дислокации сборных, полиции и военных было многовато. Порой казалось, что проходит военная операция и по тебе вот-вот начнут стрелять. По слухам, на матче открытия снайпер едва не открыл огонь по Зеппу Блаттеру, который подходил к президенту Бразилии Дилме.
Обилие стражников иногда портило атмосферу праздника. Впрочем, выбирая между безопасностью жизни или кошелька и полицейскими, которые мозолят глаза, я, конечно, потерплю и выберу первое.
Что касается волонтёров, то в Бразилии они работали хорошо, но на Олимпиаде в Сочи ещё лучше. Поэтому здесь стоит воспользоваться скорее собственным, нежели чужим опытом.
Все на стадион
Футбол в Бразилии находится на более высокой ступени в шкале человеческих ценностей, чем в России. Если у нас он условно конкурирует с театром, кино или баней, то у бразильцев – с основными человеческими потребностями: еда, сон или, простите, секс с женой. Когда играет сборная, повсюду закрываются супермаркеты, кафе, магазины. Однажды из‑за этого чуть не опоздал в аэропорт: автобусная компания попросту отменила три маршрута, чтобы шофёры могли посмотреть футбол. Более того, водитель тронулся с места, только когда закончилась серия пенальти (её показывали на вокзальном телевизоре). Ни один пассажир и не подумал предъявить ему претензии. Бразилия – футбольная страна. Потому даже на матчи Россия – Корея или Иран – Нигерия набивался полный стадион. А на открытую тренировку россиян пришло семь тысяч бразильцев – больше, чем в Москве или Питере ходит на товарищеские матчи родной команды! Видел, как дети лезли за автографами к Дзагоеву. Думал, его разорвут. Алан почувствовал себя Неймаром.
Очевидно, что за четыре года – да и вообще, наверное, никогда – мы не научим Россию любить футбол так, как его любит Бразилия. Значит, надо искать другие способы заполнять арены даже на самых невзрачных матчах, ведь дыры на трибунах станут позором. Как избежать «облысения»? Задача для оргкомитета и ответственных лиц.
Комментаторы в метро
Атмосферу в Бразилии создавали и оригинальными способами. Пару «фишечек» стоит перенять. Например, в метро Рио-де-Жанейро станции объявлял… футбольный комментатор! Каждую остановку он встречал, будто забитый гол: «Это метро, метро, метроище! Суперстанция! Вот это да!» Думаю, всем понравится, если в 2018-м в московской подземке зазвучат голоса Виктора Гусева, Василия Уткина или Георгия Черданцева. «Станция «Динамо-о-о»! Я сейчас всё закончу вообще!» Или «Следующая станция «Сокольники». Берегите себя!»
И, кстати, в дни матчей в городах объявляли выходные. Уж эту идею все россияне воспримут на ура!