Стартовый матч российской сборной на чемпионате мира в Бразилии не доставил нам моря удовольствия и не принёс бури восторга, хотя и не сказать, что выдался абсолютно провальным. Такую команду, как Корея, можно и нужно было обыгрывать. Увы, не получилось. Остаётся надеяться, что дальше будет лучше. Можно вспомнить, что и на прошлом мундиале команда Капелло – тогда это была сборная Англии – сыграла первый матч вничью 1:1 (против американцев), а потом благополучно вышла из группы.
Удушливая ничья
Угораздило же нашу команду занести в этот провинциальный город, расположенный далеко в глубине континента. Да ещё и с таким отнюдь не ласкающим слух названием. Лишённая океанской прохлады, Куяба предложила участникам турнира самые тяжёлые среди всех принимающих городов условия. Даже зимой (по Южному полушарию) здесь жарко и душно. К чести наших ребят, они справились с погодными испытаниями и сохраняли приличный темп до конца, не в пример корейцам, у которых под конец игры уже не было сил бегать. Понятно, что это стоило моральных усилий. Характер у команды есть – а это уже повод для оптимизма.
Стадион, как и на всех остальных матчах чемпионата, заполнился почти под завязку. Бразильцы проявляют живой интерес даже к не самым профильным поединкам вроде Россия – Корея. Правда, увиденное в первом тайме их категорически не устроило, и на перерыв они проводили игроков оглушительным свистом. Вполне заслуженно: иного те по итогам 45 минут и не были достойны. «Даже Иран с Нигерией играли веселее», – пожаловался сидевший рядом со мной «куяблянин», который тоже не удержался от того, чтобы вложить пальцы в рот, поддерживая общую реакцию возмущения.
Осознав вину, во втором тайме мастера ножного мяча поднапряглись и, пожалуй, по подаче зрелища привередливым местным гурманам превзошли упомянутый моим соседом «эталон скуки».
Корейская и российская болельщицкие армии выделялись островками в жёлтом бразильском море и по численности примерно совпадали – где-то по паре-тройке тысяч та и другая. При этом наши группировались по региональному принципу, вывешивая названия городов, откуда прибыли: «Новороссийск», «Кемерово», «Иркутск» и т.д. География подобралась внушительная – учитывая, как долго, многоэтапно и муторно пришлось добираться до пресловутой Куябы. Которая, к слову сказать, бытовыми условиями их не порадовала. «Гостиница просто ужасная. Никогда в таких не жили. Это вообще не гостиница – в России зэки лучше живут», – озвучили свои претензии к хозяевам мирового форума кемеровчане.
Один из российских суппортеров вырядился в костюм Деда Мороза: на 32-градусной жаре это выглядело забавно. Но у колоритного персонажа неожиданно нашлись «конкуренты»: поболеть за наших прибыла группа старообрядцев, человек 20, все как один с окладистыми бородами. Как выяснилось, их колония обосновалась в Бразилии в прошлом веке, причём именно в штате Мату-Гросу, столицей которого и является Куяба. Не то чтобы они подвержены футбольному болению – старообрядческие понятия этого не приветствуют, – но ради такого случая, из ряда вон выходящего, ими было сделано исключение. Оказавшись в компании этих диковинных людей, словно попадаешь на машине времени на несколько веков назад. Рафинированный «великий и могучий», без всего того шлака, обильно привнесённого за последние десятилетия, – слушать одно удовольствие.
Капелло принял ошибку Акинфеева
Но вернёмся к матчу. То, что в первом тайме всё шло не так, лучше всего демонстрировало поведение Капелло. Дон Фабио неистовствовал и не уходил с бровки. Спокойствие и уверенность, всегда ему свойственные, изменили и Игорю Акинфееву. Слишком уж неуклюже он несколько раз шёл на мяч. «Ну как можно так нервничать, играя против какой-то Кореи!» – донеслась реплика из сектора российских болельщиков.
В конце концов мандраж голкипера вылился в дикую оплошность и на ровном месте пропущенный гол. Сразу всплыл в памяти легендарный филимоновский ляп. Хорошо, что, в отличие от 1999 года, нашёлся человек, подправивший ситуацию, – Александр Кержаков. Выйдя на замену, зенитовский форвард наглядно показал, насколько бесценен опыт участия в мировых первенствах. Ведь до сего момента в рядах нашей команды таковым обладал только он. Для всех остальных матч с Кореей стал боевым крещением.
Кержаков выбрал подходящий момент, чтобы выйти в сорекордсмены по числу голов за сборную (26). Думается, Владимир Бесчастных, который пока что делит с ним этот статус, не будет против, если Саша отличится здесь, в Бразилии, ещё раз (а лучше и не раз) отправив его на вторую строчку в списке бомбардиров.
Цифры – вещь занимательная, но превыше всего перед сложнейшей и ответственнейшей игрой с Бельгией на «Маракане» нас волнует качество. Той «куябой» игры, что была явлена против корейцев, вряд ли хватит даже для ничьей.
Нашему супермаститому тренеру, конечно, виднее, но его выбор по нескольким позициям вызвал вопросы. Кержаков и в товарищеских матчах орудовал в атаке поострее Кокорина, а теперь закрепил это мнение. Кокорина же, возможно, имеет смысл использовать на левом фланге вместо Жиркова, не слишком складно выглядевшего с Кореей. Денисов смотрится получше Глушакова на позиции опорника, а Дзагоев – поубедительнее Шатова в качестве переднего центрального хавбека. Резервы для улучшения, какие-никакие, а имеются.
Что касается Акинфеева, менять его после одной неудачной игры едва ли будет хорошей идеей. Понимает это и Капелло, после игры горой вставший на его защиту. Один из вопросов, заданных итальянскому маэстро на пресс-конференции, был с подковыркой: «Довольны ли вы работой Сергея Овчинникова с вратарями сборной?» – «Очень доволен, – последовал ответ. – Все имеют право на ошибку, даже великие вратари – такие как Акинфеев. Мы принимаем его ошибку».