Запоминается последняя фраза. И мы, конечно, уже не забудем пушечный удар Дмитрия Мусэрского, вколотившего последний мяч в пол, как гвоздь. Глубже не бывает – по самую шляпку! 32 года мы не могли взять волейбольное золото Олимпиады. Теперь всё-таки взяли – обыграли матёрую сборную Бразилии на зубах, по-русски, когда всё, казалось, было потеряно.
Волейбольная золотая медаль, которая прервала серию неудач, была отнюдь не случайной. Наоборот – полностью закономерной. Статус фаворита Россия обрела ещё в предыдущем сезоне, когда выиграла Мировую лигу и Кубок мира. Именно тогда она оттеснила на вторую ступеньку в иерархии сильнейших команд очень долго доминировавших бразильцев. В лондонском финале команды этих стран вновь сошлись лицом к лицу, и латиноамериканцы поначалу выглядели до предела уверенными в себе. Они и представить не могли, что тренер российской сборной Владимир Алекно напрочь перепишет сценарный план матча, заготовленный наставником бразильцев Бернардиньо. Наши совершили невероятное – захватили инициативу в почти проигранной концовке третьего сета (и это при счёте 0:2 по партиям). А в пятом – словно катком проехались по ничего не понимавшим, что же происходит на площадке, чемпионам мира. Бразильская сборная была сломлена и на тай-брейке потеряла способность сопротивляться.
– Что же происходило с российскими игроками до этого переломного момента? – вопрос 36-летнему опытнейшему ветерану Сергею Тетюхину.
– Да ничего хорошего не происходило. Мы перемещались по площадке в ожидании того, что бразильцы вот так вот – ни за что ни про что – начнут дарить нам мячи. Однако Бразилия – это та команда, которая мячи никогда не отдаёт. Их нужно выцарапывать, клещами выдирать с мясом.
– В критические мгновения не вспомнился досадный проигрыш этому же сопернику в Сиднее?
– Он был обидным, но по ходу лондонского финала мы о нём не вспоминали. Невозможно было допустить осечки, невозможно было проиграть.
– Полагали так даже после двух отданных сетов?
– Именно. В подсознании даже мысли не возникало, что на сей раз упустим золото.
– В третьей партии главный тренер Владимир Алекно сделал гениальный ход. Он убрал с диагонали Максима Михайлова и поставил на его место 218-сантиметрового Дмитрия Мусэрского…
– Да, игру Михайлова бразильцы проанализировали досконально, а тактические перестановки нашего тренера их шокировали. Очень важно, что Алекно не побоялся сделать перестановку с Димой Мусэрским. Не засомневался, что игрок не справится. Не испугался, что кто-то там что-то по этому поводу скажет. Тренерская отвага и высокая интуиция в одном флаконе.