Берлускони просто в шоке
Переход полузащитника Владимира Быстрова из московского «Спартака» в санкт-петербургский «Зенит» стал самым громким событием ушедшего лета на российском трансферном рынке. Еще бы - за Быстрова клуб с берегов Невы заплатил, по словам его президента Александра Дюкова, 9 млн. евро. Конечно, после того как полтора года назад «Зенит» купил у московского «Динамо» португальца Данни за 30 млн. евро, 9 миллионами уже никого не удивишь, если бы не одно но: зарплата Быстрова составит 4 млн. евро в год или в два раза больше, чем у Данни. С учетом бонусов доходы бывшего спартаковца (кстати, в прежнем клубе он получал в три раза меньше, что, впрочем, тоже немало) вполне могут вырасти еще на пару миллионов. Но за что клуб будет ему доплачивать - за голы, голевые передачи, выходы в стартовом составе или за высокое место команды по итогам чемпионата России - знают только сам футболист, его агент и руководители питерского клуба. Для сравнения: доходы Андрея Аршавина в его бытность в «Зените» составляли около 6 млн. евро при вдвое меньшей зарплате.
«Деньги, которые получают футболисты, - нереальны, оторваны от жизни и нынешних экономических условий. Это не лезет ни в какие ворота. Думаю, пришла пора ограничивать зарплаты по примеру североамериканских профессиональных лиг», - это слова не Леонида Федуна, владельца московского «Спартака», или Евгения Гинера, президента ЦСКА. Так заявил Сильвио Берлускони, хозяин «Милана» и премьер-министр Италии. Берлускони поддержал президент УЕФА Мишель Платини. Но его предложение о введении потолка зарплат в европейском футболе натолкнулось на возражения со стороны властей Евросоюза. ЕС считает, что подобное ограничение противоречит законам европейского рынка труда.
«Ни в коем случае нельзя вводить в российском футболе потолок зарплат решением сверху, - считает председатель профсоюза футболистов и тренеров России Владимир Леонченко. - На данный момент уровень зарплат должен определять только сам клуб, хоть это и приводит к постоянной, нередко экономически необоснованной гонке денежных выплат».
«После ужесточения лимита на легионеров (начиная с сезона-2009 на поле могут находиться одновременно не более 6 иностранцев. - Прим. К.П.) спрос на российских игроков явно вырос, - говорит бывший генеральный директор московского «Спартака» Сергей Шавло. - И некоторые футболисты стали этим пользоваться. Их агенты говорят: «Надо добавить парню денег, у него же российский паспорт! А то уйдет в другую команду». Но доплачивать за российский паспорт - это нонсенс». Два года назад «Спартак» не стал повышать зарплату Дмитрию Торбинскому до уровня, которого тот требовал, и полузащитник вскоре оказался в «Локомотиве», где ему положили в 20 (!) раз больше, чем в прежнем клубе. Правда, в «Спартаке» игрок сборной России получал смехотворные 60 тыс. в год.
Полсотни толстосумов в бутсах
«У нас очень часто переоценивают молодых игроков, - считает бывший селекционер «Зенита», ныне тренер подмосковного клуба «Химки» Константин Сарсания. - Когда человек, который еще даже одной ногой не ударил мяч, требует зарплату в 15-20 тысяч долларов, это печально. Или приходят ребята в дубль в 16 лет и сразу предъявляют свои претензии по заработной плате - 5-6 тысяч долларов. Возникает резонный вопрос - «А за что?»
Сегодня трудно поверить в то, что еще пять лет назад в число 50 самых высокооплачиваемых спортсменов России входили всего 4 футболиста - Алексей Смертин, Валерий Карпин, Александр Мостовой и Дмитрий Аленичев. Все они выступали за границей. Самый «богатый» из этой четверки находился в списке русского издания Forbes на «позорном» 25-м месте со смешным доходом в 1,8 млн. в год. Остальные места занимали хоккеисты-энхаэловцы и теннисисты. Сегодня подобный список наверняка выглядел бы иначе с учетом того, что в российской премьер-лиге, по разным оценкам, играют от 30 до 50 миллионеров.
«Лимит на легионеров действительно привел к резкому росту зарплат российских футболистов, - убежден известный футбольный агент Алексей Сафонов. - Увеличение составило 25-30%. Сейчас ведущие футболисты в своих клубах в среднем получают 1,5 млн. долларов в год. Игроки хорошие, но не звездные - около 800 тысяч. И тенденции к снижению пока не заметно».
«Зарплаты футболистов растут так же, как и цены в нашей стране, - считает Сарсания. - Российские клубы хотят покупать игроков высокого класса и вынуждены платить им большие деньги, как своим, так и иностранцам»...
Платить приходится не только звездам, но и тем, кто сидит в запасе или играет за дублирующий состав. В московских клубах зарплаты дублеров начинаются от 5 тыс. долларов. Обычно такого порядка суммы фигурируют в первых профессиональных контрактах будущих Быстровых и Аршавиных. Но клубы вынуждены платить. В противном случае они потеряют игроков, которые уйдут к конкурентам. С кем тогда выполнять поставленные владельцами команд и спонсорами задачи? Вопрос риторический...