Комната страха
Рыбаков заслужил это золото как никто другой. Свою первую серебряную награду чемпионата мира он завоевал в 2001-м. Потом собрал целую коллекцию медалей такого же достоинства. Но покорить высшую ступень пьедестала почета Ярославу удалось лишь раз - на зимнем чемпионате мира - 2006 в Москве. Теперь вот штурмом взял Берлин!
Впрочем, начать уместнее со шторма над «Олимпиаштадиум» перед финалом турнира прыгунов. Нежданно-негаданно пушистые облачка превратились в грозные темно-лиловые тучи, которые разразились над городом вселенским потопом.
- Когда ливануло как из ведра, у нас в прыжковом секторе случилась полная неразбериха, - рассказывал Рыбаков. - Сначала участники кинулись под зыбкий навесик. Затаились под ним плечом к плечу на скамейке, поджав ноги, чтобы не намочить. Потом организаторы убедились, что дождь быстро не закончится. Спортсменов перевели в под трибунный разминочный зал. Попросили подождать минут
30-40. Кто-то бегал, другие прыгали, третьи лежали, искоса поглядывая окрест. Обстановка нервная, расслабиться не удавалось - в любой момент могли вызвать в открывшийся сектор. В общем, настоящая комната страха!
- Непредвиденная ситуация? Каково выступать в секторе, превратившемся в скользкий каток?
- Перед отъездом в Берлин посмотрел прогноз погоды на неделю - никаких дождей не предвещалось. Но все-таки состорожничал, вкрутил шипы в пяточку. Из-за этих длинных гвоздей в шиповке у меня при толчке нога всего на какой-то миллиметр уезжала, не то что у других. Если бы погода была сухая, боролись бы за медаль на высоте 2,37 - не меньше. Скорее больше.
- Именно к такому уровню соревнования готовились перед чемпионатом? Вы, кстати, здесь были самым известным и опытным среди финалистов.
- Добавьте еще - самым стабильным (смеется). Шведские статистики подсчитали, что у меня было, включая этот, 98 турниров, где я прыгал 2,30 и выше. Вместе с тренировками таких прыжков наберется более 150. Как вы думаете, должно количество перейти в качество?
- Судьба берлинского золота фактически решилась на не слишком большой высоте - 2,32...
- Скажем честно: небольшой она была только для меня. Трое остальных прыгунов, споривших за победу в решающей попытке, и близко к такому результату в нынешнем сезоне не подбирались.
Прикосновение к легенде
- Неужели не смотрели вживую, как исполнял последнюю, третью попытку киприот Кириакос Иоанну? Если бы он взял 2,35 - отобрал бы у вас самую ценную награду.
- Не смотрел. Дурная привычка, весь настрой сбивает. Ко всему, если думать про себя: «Хоть бы не взял!» - соперник почти наверняка перелетит через планку. Нужно делать то, что зависит лично от тебя, а не козни другим строить. Это грех. Бог решит, кто из спортсменов выполнил свою работу лучше. На сей счет есть хорошая пословица - не рой другому яму, сам в ней окажешься.
- Скажите, Ярослав, вы сами себе психолог?
- Больше - отец, который меня тренирует. Однажды приходил профессиональный психолог, наблюдал за нами, открыв рот. Потом сказал, что добавить ему нечего.
- Рыбаков-старший, он кто все-таки больше - отец или спортивный наставник?
- Он и нянька, и мамка, и мозги вправляет. Массажист, менеджер и все остальное в одном флаконе. Человек, который постоянно рядом со мной. Да и знает меня лучше, чем кто-либо другой. Так что, когда надо - сопли вытрет, а когда и пендаль отвесит.
- Вы тут грехи людские упомянули. Если, скажем, знаете, что противник побеждает при помощи допинга, подадите ему руку?
- Пожалуй, да, подам. Потому что не хочу никому быть судьей. Пусть каждый сам отвечает за свои поступки, выбирает собственный путь. Если я не подам руки, то получится, что ставлю себя выше других. Любой из нас грешен. Вопрос только - в чем?
- Вы свои ощущения помните, когда впервые прыгнули на 2,28 и сравнялись с рекордом великого Валерия Брумеля?
- Такое за всю жизнь не забудешь. Можно сказать, еще юным был, на чемпионате России в 2005-м. Тогда сразу 5 см к своему лучшему результату добавил. Водопад эмоций, фантастический душевный подъем! Брумель - легенда мировой легкой атлетики ХХ века, человек, обогнавший время. По-настоящему космический прыгун!
- Теперь в вашем длинном послужном списке наконец-то есть золото летнего чемпионата мира. Нет желания завершить карьеру на мажорной ноте?
- Нет! Я еще достаточно молод и (смеется) неплох собой. Другое дело, что полезно было бы с годик отдохнуть. Ведь два олимпийских цикла подряд отбомбил так, как никто из высотников хоть в Союзе, хоть в России. Есть небольшая психологическая усталость - всегда надо, всегда должен... В общем, стоит попробовать себя в другом виде.
- Ну и поворот. В каком же?
- Уйду на год в многоборье. Хотелось бы пройти испытание в чем-то действительно очень сложном. Чтобы понять, что прыжки в высоту - это просто. Крепко по ним соскучиться и потом вернуться в сектор.