Погуляем с «Химиком» по Парижу?
Моей версии улыбнулся форвард «Ак Барса» и капитан сборной России Алексей Морозов, с которым я встречался в Казани:
- Вы думаете, это такая виртуальная игра? Как в «Матрице»? Проглотил синюю таблетку, и ты в другом мире? На самом деле реальных изменений в КХЛ по сравнению с cуперлигой произошло очень много. Это касается всего. Например: включаю телевизор, чтобы матч «Салават Юлаев» - «Локомотив» посмотреть. Так там «картинка» уже другая! Много статистики, разборы полетов. Почти как в НХЛ... Да и выиграть Кубок Гагарина скоро будет так же престижно, как и Кубок Стэнли. Медведев говорит, что через сезон-другой за титул чемпиона КХЛ будут спорить 32 клуба. Представляете, какая дикая конкуренция?
- Я не представлял даже, Алексей, что в нашем чемпионате снова будут играть латыши и белорусы, чей «батька» так любит хоккей. Казахов в элитном дивизионе тоже вообразить не мог.
- Теперь Медведев вообще сносит всем «крышу», делая заявления, что в следующем сезоне в КХЛ могут выступать команды из Лондона, Милана, Парижа... Игроки «Химика» делают пробежку по Булонскому лесу, а потом с баулами на плечах шагают по Елисейским полям на матч с каким-нибудь «ПСЖ Юнайтед». А на трибуне сидит Карла Бруни, и рядом Николя Саркози, заложив пальцы в рот, залихватски свистит: «Вперед, парижане! Обыграйте Воскресенск!»
Сколько надо денег?
На днях в наши двери официально постучался чешский клуб из курортного городка Карловы Вары. «Сколько надо иметь денег, чтобы играть в КХЛ?» - возбужденно спросил генменеджер Мирослав Ванек. Теперь обсуждается, что со следующего сезона команды нашей лиги будут разбиты на дивизионы по географическому принципу. Группы Тарасова, Чернышева, Харламова и Боброва. Еще одну, имени Ягра, стоит создать в Центральной Европе. А там и до дивизиона Буре (в Азии) недалеко - так увековечим его пять голов в ворота Суоми на Олимпиаде-1998.
Шутки шутками, но, думаю, дело у нас пойдет. Сейчас по России кочуют толпы иностранных журналистов - такой ажиотаж я видел только на матчах НХЛ. Шведы приезжают посмотреть на Мортенссона, Вайнхандля, Юханссона и других доморощенных викингов. Чехи бегают толпой за обожаемым Ягром. Перед матчем с Казанью я встретил экс-председателя профсоюза игроков НХЛ Боба Гуденау, а в аэропорту помогал грузить вещи тренеру «Рейнджерс» Майку Пелино. Он приехал в «Авангард» по обмену опытом (наш опыт хотят перенимать!).
Сильнейшая в Европе
КХЛ сейчас - не просто сильнейшая лига Европы. Это магнит, который притягивает к себе хоккеистов из Старого света, привлекает интерес болельщиков, возрождает Лигу чемпионов. Это тот самый второй полюс, которого не хватало мировому хоккею с тех пор, как распался СССР. При однополярной модели (НХЛ и все остальные) - жить скучновато.
Не надо стесняться того, что КХЛ во многом копирует НХЛ. Зачем изобретать велосипед, если по организации дела американцам нет равных? Сделав кальку с НХЛ, мы получили по три статистика на каждом матче (теперь все голы, передачи и даже игровое время хоккеистов будут учтены в протоколе). Мы создаем трехступенчатую систему - молодежная лига, фарм-клубы, КХЛ. При такой системе наши юниоры не будут уезжать в Северную Америку. Понять их можно, сейчас подросткам просто негде играть.
Гонорары хоккеистов собираются сделать публичными. Ввели потолок зарплат, который клянутся соблюдать все клубы. На матчах собираются аншлаги. В каждом периоде введены по три рекламные паузы - с расчетом, что рекламы будет вал. И даже по ценам на билеты мы подтягиваемся к Америке. Например, годовой абонемент на «Ак Барс» стоит больше тысячи долларов.
Это, конечно, «обратная сторона Луны». Но предложение рождается спросом. Может быть, наш хоккей дорастет даже до того, что станет самоокупаемым. И это будет уже не просто модель, а бизнес-модель НХЛ.