Разбуженная пантера
ЭТО второе олимпийское золото Исинбаевой, и по количеству самых престижных титулов она обошла легендарного шестовика «всех времен и народов» Сергея Бубку. Если кто забыл, из четырех своих Олимпиад Сергей Назарович выиграл только самую первую – в Сеуле-88…Что же до карьеры Елены, то до начала нынешнего сезона в ней наблюдалось более чем двухлетнее затишье. В редких интервью Исинбаева скупо объясняла, почему после исторического 5-метрового полета-прыжка летом 2005-го с новыми высшими достижениями у нее так надолго застопорилось.
Напомнила о том, что решила уйти от тренера Евгения Трофимова к другому специалисту – знаменитому Виталию Петрову. В свое время он буквально «вылепил» своими руками прыгуна Сергея Бубку. Смена наставника повлекла за собой смену привычной тренировочной методики и даже образа жизни в целом. «У меня возникла масса проблем, связанных с этими переменами», – признавалась прыгунья, и в ее рассказе по большому счету не было ничего нового.
Новое появилось позднее. И состояло в причине, которую Лена назвала ключевой среди тех, что позволили ей прошлой весной дважды сдвинуть планку мирового рекорда с мертвой точки. Причину эту она идентифицировала как злость.
А разозлила россиянку молодая американка Дженнифер Стучински. Не так давно она вдруг начала показывать почти, можно сказать, исинбаевские результаты. В мае прыгнула на 4,90. В начале июля на отборочных соревнованиях к Олимпиаде – на 4,92. И журналисты принялись писать, что эра абсолютной гегемонии Елены Исинбаевой в секторе для прыжков с шестом подходит к концу.
Как выяснилось, такие разговоры нашу спортсменку здорово задели. Настолько, что ей захотелось как можно больнее ответить американке в первых же своих предолимпийских стартах. Стучински, конечно, много раз просматривала в записи, как Исинбаева перелетает планку на очередных рекордных высотах. И это зрелище стало для нее мощнейшей моральной оплеухой в преддверии пекинских Игр. Так высоко американка при всех своих несомненных способностях прыгать пока просто не в состоянии. Что наглядно показал олимпийский турнир. Зато Исинбаева…
В ночной микст-зоне стадиона «Птичье гнездо» разноязыкие репортеры рвали ее на части:
– Выигрывать с мировым рекордом – для вас, похоже, дело принципиальное? Высшие достижения вы еще до Олимпиады стали штамповать. Могли бы сегодня и не перетруждаться…
– Может, это и нагло прозвучит, но главной моей задачей было установить новый рекорд именно на Олимпийских играх. Потому что я понимаю ожидания людей. Для них Исинбаева стала олицетворением мирового рекорда. К тому же такие результаты – очень хорошие пинки моим соперницам, которые в последнее время что-то шибко разговорились.
Рандеву под одеялом
– ПЕРЕД последней попыткой на глазах у изумленной публики вы уселись на газон и с головой накрылись одеялом. Что, вели там доверительную беседу сама с собой? Не жарко было?
– Вы же все сами видели: заказала рекордную высоту, а две первые попытки не заладились. Нужно было отключиться, прокрутить в памяти те мои прыжки, когда в последний раз била мировые рекорды.
– Сами-то как считаете: насколько высоко вы способны прыгать?
– Не знаю, стараюсь каждый раз изо всех сил. Но мой тренер говорит, что реальная высота для меня на сегодня – 5,15 или 5,20. А своему наставнику я доверяю.
– Все заметили, как тщательно вы готовите шест к прыжку. Такое ощущение, что лелеете его и холите. Чем таким его перед попыткой натираете?
– Не только шест, но и ладони, и пальцы рук. Раньше я использовала техническую смесь на основе бензина и канифоли. Однажды на соревнованиях за рубежом наткнулась на специальный липкий спрей, который прекрасно фиксирует магнезию. К тому же он очень быстро смывается жидкостью для снятия лака, что меня очень устраивает.
– Первое, что вы прокричали после финала в телекамеру, – поздравление вашей маме, Наталье Петровне.
– Да, у моей самой преданной болельщицы скоро день рождения. Без нее и папы никогда не состоялась бы спортсменка Исинбаева, за которую болеет вся Россия.
– Земляки вашего отца Гаджи Гафаровича закупорили под Дербентом бочку именного коньяка «Елена Исинбаева» по случаю победы в Афинах‑2004. Сейчас есть повод открыть.
– Нет, рано, пусть еще настоится! Моя мечта – выиграть через четыре года в Лондоне третью золотую медаль с мировым рекордом. Вот тогда, перефразируя классика, и аромат, и вкус с любовью изготовленного для тебя напитка будет необычайно тонок и приятен.