Эль Сабио и его питомцы
– ИКЕР, знаете, что вы – первый за всю историю Евро вратарь победившей команды, носящий капитанскую повязку?
– Не знал этого, но любопытно. Вратарь-капитан – вообще нечастое явление. Считается, что игроку в поле выполнять капитанские функции сподручнее, чем голкиперу. Но при определенных навыках это различие нивелируется. Я горд, что наш тренер доверил мне эту роль. Надеюсь, справился с ней.
– Слово «фурия» вообще-то означает «ярость, неистовство». Но, наверное, все-таки не это было главное в исполнении испанской сборной…
– Согласен. Главным было умение играть в футбол. Именно в этом мы всех здесь превзошли. Но и в решительности, и в твердости духа у нас тоже недостатка не было. В прошлом мы недотягивали в этом компоненте. А теперь, в кои-то веки два составляющих момента успеха сплавились воедино. И дали результат.
– Чья роль в нем больше – игроков или тренера?
– Все мои партнеры провели турнир блестяще. Но все же на первую роль я бы поставил тренера – Луиса Арагонеса. На талантливых игроков Испания была богата во все времена, недоставало только «нужного» наставника. В лице Арагонеса он, наконец, пришел. Его у нас в стране называют Эль Сабио – Мудрец. И неспроста, как вы убедились.
– За день до финала Арагонесу исполнилось 70 лет. А он вовсе не по-стариковски бегал, кричал и жестикулировал у бровки…
– Темперамента и неукротимого духа у Мудреца еще хоть отбавляй. На пенсию он пока не собирается. С нового сезона переходит на работу в «Фенербахче». Мы были бы, конечно, только рады, если бы он остался у руля «Фурии» – да только старик решил, что с него хватит.
– Выигрывал он что-то раньше на международной арене?
– Да, но в незапамятные времена – когда только-только закончил играть и с места в карьер перешел на тренерскую работу в мадридский «Атлетико». То был Межконтинентальный кубок. Вы представляете себе такое: два престижных трофея, разделенные 34 годами? Круто! Наверное, это рекорд…
– В какой момент вы поверили, что Кубок Европы будет ваш?
– Да с самого начала! В первой же игре против России у нас все пошло как по маслу. Удавались комбинации, удары, сэйвы… И тогда я подумал: ну уж теперь-то мы должны взять от судьбы по максимуму. Ведь у нас есть все необходимое для этого: потрясающие игроки, отличная форма, идеальная обстановка в команде.
– А минуты сомнений?
– Вы, наверное, намекаете на четвертьфинал с Италией? Да, это был самый сложный момент. Итальянцы были единственными, кому удалось сковать нашу инициативу. Сами они ничего не создали, но и нас опутали по рукам и ногам. Их целью было добраться до серии пенальти. Только так они имели шанс справиться с нами. Но им не посчастливилось…
Народная акция
– ВЫ скромно умалчиваете о том, что стали главным героем серии, взяв два удара. Специально готовились?
– Манера исполнения 11-метровых итальянцами мне была известна. Где-то и повезло – в большей степени, чем коллеге Буффону. Как бы то ни было, мы счастливо миновали эту опасность, а дальше все пошло проще – полуфинал с Россией и финал с Германией уже не вызывали столько треволнений.
– Даже при том, что ваша победа над немцами выразилась минимальным счетом?
– Этот случай не из той категории, когда говорят «результат висел на волоске». По созданным моментам мы снова должны были побеждать крупно. Немцы даже не приблизились к тому, чтобы сравнять счет. Серьезной работы у меня не было. Наше преимущество было неоспоримым.
– Ваш триумф сопровождается массовой народной акцией по сбриванию шевелюр. Газета «Марка» предложила болельщикам отметить победу таким вот образом. Акция получила резонанс: за короткий срок число расставшихся со своим волосяным покровом превысило 10 тысяч. А вы не предусмотрели для себя какого-то особого обряда?
– Ну если бы у меня были патлы до плеч, может быть, и присоединился бы… (Смеется.) Но я всегда носил короткую стрижку и усы с бородой никогда не отращивал. Так что эта акция – не для меня. Нет, я сейчас думаю только об одном – об отпуске. «Реал» стал чемпионом Испании, сборная – чемпионом Европы. Очень удачный был сезон, так что теперь мне в самый раз немного отдохнуть от футбола.