В понедельник новым главным тренером сборной России по хоккею был официально назначен Зинэтула Билялетдинов, который сразу же после подписания контракта дал нам интервью.
Надо немного потерпеть…
– Почему вы так долго тянули с ответом, Зинэтула Хайдарович?
– Начну с того, что предложение возглавить сборную сделал президент ФХР Владислав Третьяк. Это произошло сразу перед моим отпуском. Его я провел в раздумьях. Чувства были двоякими. Телефон разрывался от звонков. Все куда-то спешили. А ведь вопрос оказался сложным. Именно потому, что я семь лет отдал «Ак Барсу». Мне жалко было оставлять эту команду. Вот почему пауза оказалась такой долгой.
Но я понимал, что решение о моем назначении уже принято, причем на очень высоком уровне. Когда вернулся, то снова встретился с Третьяком. Потом у нас состоялась беседа в Министерстве спорта с Виталием Мутко. Был разговор с руководством Татарстана. Расставаться со мной не хотели. Но все-таки я решил, что совместительство здесь неуместно. В сборной очень много работы. Любой тренер рад, когда получает такое приглашение. Тем более если ему дают цикл для подготовки к Олимпиаде.
– Какая помощь вам нужна на этом посту?
– Мы уже обговорили круг работ. Хотел бы заниматься чисто тренерскими делами. Есть ряд организационных вопросов, в которых может участвовать тренер. Но в основном этим займутся другие специалисты. Главная помощь – поддержка со стороны прессы и болельщиков. Может, придется немного потерпеть. Но у нас общая цель.
В штаб войдут 5–6 помощников
– Раньше в сборную не так активно привлекали молодежь. Какой будет ваша позиция?
– У каждого тренера есть свое мнение. Не хотел бы никого осуждать. А то, что привлекать молодых надо, – это аксиома. Так было всегда, и это помогало команде. Молодые – задор, эмоции. Да, им может не хватать мастерства. Но если есть желание, и еще поможет тренер – то парень способен раскрыться.
– Трехлетний контракт и освобождение от занятости в клубе облегчат вам работу в сборной?
– Сейчас у меня есть возможность больше смотреть, разговаривать. Конечно, будет полегче. Единственное, что меня беспокоит, – тренировочный процесс должен существовать и для наставника. А поскольку я теперь не тренирую клуб, такой практики у меня не будет. И надо найти пути, чтобы получать ее побольше. Хотя понимаю: лишнего времени в сборной у меня не так много.
– Кто станет вашими помощниками?
– Привлекать иностранцев в штаб не планирую. Помощники будут из числа наших тренеров. Скажу больше, они играли в НХЛ и работали в российском чемпионате. Я считаю, это – перспективные тренеры, которые в будущем могут самостоятельно трудиться в сборных. А сейчас они получат бесценный опыт.
Штаб будет состоять из 5–6 помощников, которые станут работать со мной постоянно. Пока не готов назвать фамилии. Мне надо со всеми переговорить. Кто-то в отпуске, кого-то еще предстоит найти… Думаю, недели две на формирование штаба уйдет.
С Быковым ничего не получится
– Учитывая, что главная задача – золото на Олимпиаде в Сочи, на каких игроков вы собираетесь делать ставку: из НХЛ или из КХЛ?
– Сейчас я бы не хотел делить хоккеистов по лигам. Главное, чтобы у нас была боеспособная команда.
– Но эта задача на вас давит? Ответственность ведь сумасшедшая!
– Пока я не ощущаю этого. Сейчас мы очень много говорим. Но работы пока не было. Так что надо дождаться осени, когда в Финляндии пройдет первый этап Евротура.
Однако ответственность большая, не спорю. Все мы понимаем, что такое Олимпиада. Я сам в ней участвовал, завоевывал золото. Каждый спортсмен мечтает выступить на таком турнире. Знаю, будет непросто. Но я себя готовлю к серьезным испытаниям.
– Планируете поговорить с Вячеславом Быковым, чтобы он вам сдал дела? Или, может, привлечете его в свой штаб?
– Я думал об этом… Но вряд ли у нас что получится. Понимаю его состояние. И все то, что произошло. Разговора с Быковым у меня не было. И я его не планирую.
– Раньше у вас случались конфликты с игроками – с тем же Сергеем Зиновьевым в «Ак Барсе». Трудно будет вызывать таких хоккеистов в сборную?
– Напрасно вспоминаете эти негативные моменты. Никакого конфликта у нас не было. Вы просто не знаете всей истории. Да, имелись разногласия в работе – но я бы не хотел о них вспоминать. Это ведь сборная России. Она принадлежит всей стране, а не Билялетдинову. Иногда нужно переступать через себя. Не только в хоккее, но и в жизни. А по поводу персон нон грата – сразу скажу, что у меня их не будет.