Хоккеисты Илья Ковальчук, Александр Овечкин – этих ребят мы знаем. А кто такой Наиль Якупов, которого на драфте новичков НХЛ тоже выбрали под первым номером? Откуда он взялся? Здравствуй, племя молодое, незнакомое!
Похож на Буре
Первый номер на драфте НХЛ – это как победа на «Евровидении» для «Бурановских бабушек», как поул-позишн для Шумахера в «Формуле-1», как золотой билет на шоколадную фабрику Вилли Вонки. Из всех новичков мира ты – самый лучший. Если конкретно: скауты просмотрели всех игроков, кто родился в 1994 году и раньше. Клубы НХЛ рассчитались по очереди, первым оказался «Эдмонтон» – и взял Наиля раньше всех.
Первый номер драфта – даже не знак качества, а элитный статус. Гарантия того, что к Якупову будут очень серьёзно относиться в НХЛ. Из парня сделают звезду, благо что по потенциалу Наиль похож на Павла Буре или даже Владимира Крутова. Правый крайний форвард, обладающий высокой скоростью и очень быстрыми руками, умеющий накрутить трёх соперников на носовом платке и создать шикарный момент. О том, что парень – не эгоист, судите по последнему молодёжному чемпионату мира, с которого Россия привезла серебро. Тогда Якупов набрал 9 очков в 7 матчах, причём не забил ни одного гола – всё передачи. В овертайме финала со шведами (0:1) он получил травму мениска и со стадиона уходил на костылях. А через месяц, восстановившись раньше срока, снова играл в хоккей.
Но вопрос остаётся открытым – откуда взялся этот Якупов?
Совет Ларионова
Илья Ковальчук и Александр Овечкин перед отъездом в НХЛ успели поиграть в России. Кови зажигал за «Спартак» в высшей лиге и даже дрался с мужиками. Ови вообще уехал не в 18, а в 20 лет. Там ведь локаут в НХЛ получился, целый сезон был потерян. Александр зря времени не терял и успел стать чемпионом России – с «Динамо». Потом приехал в «Вашингтон» и сразу же набрал 106 очков за сезон, получив «Колдер Трофи» как лучший новичок лиги. То есть с ходу стал мегазвездой.
Якупов уехал из Нижнекамска в Канаду в 16 лет. В России его запомнили только специалисты – как игрока третьего звена «Реактора» (команда из Молодёжной хоккейной лиги, которая принадлежит «Нефтехимику»). Три года назад легенда хоккея Игорь Ларионов вышел из Совета директоров КХЛ – ему надоело быть свадебным генералом. Профессор решил стать агентом, и одним из первых его клиентов оказался Наиль. В 2010-м Ларионов прилетел в Нижнекамск, поговорил с родителями Якупова, с самим юниором – и было решено, что мальчику лучше продолжить карьеру в Северной Америке.
– Я понимал, что в Канаде легче показать себя перед драфтом, – объяснял Ларионов. – Энхаэловские скауты замечают ребят из России в основном на молодёжных чемпионатах мира. Но нескольких матчей мало для того, чтобы тебя хорошо узнали. Лучше пару лет поиграть на виду.
Татарин Наиль
Сейчас НХЛ как огня боится «русского фактора». Пример – «Нэшвилл» выбрал высоко на драфте Александра Радулова, а строптивый форвард сделал всем ручкой да уехал играть в КХЛ. Денег больше в России, и дома жить приятнее. В результате кадровая политика американского клуба ломается, как спичка в руках. Хотели сделать ставку на Радулова – ан нет его.
Поэтому наши юниоры так старательно говорили перед американскими работодателями, что их мечта – играть только в НХЛ, а о России они даже не думают. Лишь бы выбрали высоко. С Якуповым вообще возник скандал. Наш Интернет взорвала его фраза, которую он бросил кому-то из канадских журналистов: «Я – не русский, я – мусульманин».
Потом уже Наиль объяснил, что хотел подчеркнуть: он – татарин. Но при этом россиянин. И Якупов сделал правильный акцент. Хоккей в Татарстане – едва ли не лучший в стране. Как провинция Квебек в Канаде. Такое же благодатное место. «Ак Барс» всегда в лидерах КХЛ, хорошо работает «Нефтехимик», к хоккею в республике относятся с душой, и там всегда полные стадионы. Раньше были сильны московские спортшколы, но теперь столице больше интересен футбол – а средняя посещаемость матчей ЦСКА едва переваливает за три тысячи зрителей.
Наиль Якупов – один из блестящих результатов программы развития хоккея в Татарстане. Прекрасный труд начинающего агента Игоря Ларионова, который также опекает белорусского форварда с американским паспортом Алекса Гальченюка (его под третьим номером выбрал «Монреаль»).
Но первый номер драфта – лишь билет в светлое будущее. Теперь Якупов должен пробиться в основу «Эдмонтона», много забивать, показывать себя. И тогда в Канаде, помешанной на хоккее, его точно вознесут до самых звёзд. Может, и на Олимпиаду в Сочи пробьётся парень. Почему нет?