На трех предыдущих чемпионатах мира атаки бразильской сборной возглавлял Роналдо. Теперь, когда Зубастик стал уже староват для мундиаля, ему потребовался наследник. В качестве такового тренер пентакампеонов Дунга выбрал 29-летнего нападающего «Севильи» Луиса Фабиано. Два его гола в матче с Кот-д’Ивуаром досрочно вывели бразильцев в одну восьмую финала.
Наивный арбитр
– Второй ваш гол в ворота ивуарийцев – мягко, говоря, нестандартный. Заставивший вспомнить про «гандбол» в исполнении Марадоны и Анри. Причем вы даже превзошли их обоих, поскольку подыграли себе рукой не один раз, как они, а целых два. Вас это не смущает?
– Нисколько. Если судья гол засчитывает, значит, это – гол. Тем более он получился красивым. Смотрел на него уже в записи десятки раз – и нарадоваться не могу. Очень здорово все вышло. Это, несомненно, один из лучших голов в моей карьере.
– Как думаете, почему судья, француз Ланнуа, засчитал его? Может, сознательно помогал вам? Камера показала, как он смеялся, оказавшись рядом с вами и делая при этом красноречивые жесты.
– Нет, он действительно ничего не заметил. Он спросил, была ли у меня рука. Глупый вопрос, правда? Неужели он ожидал, что я отвечу: да, была?!
– Вы не джентльмен?
– Это понятие – из далекого прошлого. Сейчас для выигрыша Кубка мира все средства хороши. Надо сыграть грязно – будем играть грязно. Надо мошенничать – будем мошенничать. Вы шокированы таким ответом?
– Честно говоря, немножко да.
– Ну и напрасно! Все думают так же. Только далеко не все в этом признаются. А что касается того судьи – конечно, он нам не подыгрывал. Просто чудаковатый малый с плохим зрением. Если бы подыгрывал, наверное, не удалял бы с поля Кака за такой пустяк.
– Удар соперника локтем в грудь – пустяк?
– Не совсем, конечно. Но надо рассматривать этот эпизод в контексте всего происходившего на поле. А африканцы играли очень грубо и постоянно нас провоцировали. Кака заслуживал удаления в гораздо меньшей степени, чем эти костоломы и провокаторы. По их милости мы еще и Элано потеряли, который травмирован.
– Возвращаясь к вашему «гандбольному» голу: между вами и Марадоной возникла целая полемика. Вы сказали, «это была рука Бога», а он возразил – дескать, никакая не рука Бога, а только рука Луиса Фабиано.
– Ишь какой… Это он ревнует. Возомнил, что он только один такой, кому позволено рукой забивать. А когда появился другой – сразу в позу: не тронь, мое!
– Как Дунга отреагировал на этот гол?
– Похвалил, разумеется. Он тоже смотрит на вещи здраво.
– Почему матч против сборной КНДР, которую португальцы разгромили в пух и прах, сложился для вас сложнее, чем с гораздо более сильными ивуарийцами?
– Потому что корейцы наглухо закрылись. С ними пришлось повозиться. А Кот-д’Ивуар не стал так сильно закрываться. Это была его ошибка.
«Воин, ты лучше остальных!»
– Вы играете под 9-м номером – тем же, под которым выступал Роналдо. Выбрали его специально?
– Конечно. В ЮАР я преследую две цели – Кубок мира и титул лучшего бомбардира. Поэтому взял себе номер Роналдо. На мне лежит огромная ответственность не только потому, что под «девяткой» раньше играли великие мастера, но и потому, что от сборной Бразилии всегда ждут побед. Сделаю все, чтобы забить
как можно больше голов на чемпионате мира, но все-таки главная наша цель – это победа. Я не обращаю внимания на тех, кто говорит, что Бразилия играет прагматично. Если нам понадобится обороняться для победы, мы будем это делать.
– Роналдо не попал в заявку. Но он как-то общается со сборной?
– Еще как! На днях вот прислал письмо, где обратился с напутственными словами к каждому персонально. Кака он написал: «Номер 10, мой братишка, ты гений. Верь в себя!» А Робиньо: «Малыш, давай, покажи то, на что ты способен. Заставь их танцевать!» Мне же было адресовано такое послание: «Воин, ты лучше остальных! Знаю, ты продолжишь прославлять футболку с девятым номером, сейчас она твоя». Роналдо далеко от нас, и, тем не менее, он как бы с нами…
– Не думаете перейти после чемпионата
мира из «Севильи» в более серьезный клуб?
– Вы, наверное, ждете от меня признания, что я хочу уйти либо в «Милан», либо в «Манчестер Юнайтед». Да, я уважаю эти великие команды, и все-таки останусь в «Севилье».
– В вашей жизни однажды случился драматичный эпизод, когда вашу мать похитили. Та история разрешилась удачно?
– Слава Всевышнему, да. Хотя поволноваться пришлось – на всю жизнь хватит. До сих пор мурашки по коже, как вспомню, что я тогда пережил. Это было в 2005‑м, я еще в «Порту» играл. А мать жила в Кампинасе, городе недалеко от Сан-Паулу. Однажды она стояла на улице, разговаривала с соседкой, как вдруг подъехала машина. Гангстеры сработали молниеносно, запихнули ее в салон и скрылись. Со мной, когда мне сообщили об этом, случился шок, и я не смог выйти на ближайший матч Лиги чемпионов. Целых 62 дня ее удерживали в плену. Потом полиция ее разыскала – в маленьком городишке Майринке. Я от греха подальше перевез мать в спокойную Европу.
– Кто-нибудь из родственников поехал с вами в ЮАР?
– Нет. Общаться с женами и подругами нам запрещено. Хотел пригласить на мундиаль деда. Он был моим кумиром, главным болельщиком, а поскольку рос я без отца, то и вторым отцом. Но дедушка, к несчастью, немного не дожил до чемпионата мира.