Аргументы Недели → Спорт  → Футбол№ 21(211) от 03.06.2010

«Томи» приказано выжить

, 20:12

Чего только нет у футбольного клуба «Томь»! Нет спонсоров и денег, нет звезд и чемпионских амбиций. Но есть поставленная игра и сильный тренер. «АН» решили разобраться с помощью Валерия Непомнящего, как сибирскому клубу, занимающему после 11 туров 5-е место в чемпионате страны, удается не только выживать, но и портить кровь фаворитам.

Клуб со столетней историей

– Валерий Кузьмич! Вам принадлежит уже ставший знаменитым афоризм: «Футбольная команда в Москве – это чье-то тщеславие, хорошо сдобренное деньгами». Уж не зависть ли к более благополучным коллегам в вас говорит?

– Я работал в Камеруне, Турции, Южной Корее, Японии, Китае, Узбекистане, многое повидал, поэтому давно никому не завидую. И когда принимал предложение от Томска в 2008 году, понимал, что ситуация в клубе непростая. «Томь» всегда жила в кризисе. И люди, которые ее возглавляли и возглавляют, всегда делали все возможное, чтобы команда выжила. Они заслуживают только уважения, поэтому абсолютно не жалею, что приехал работать в Томск.

– А нужен ли вообще футбол в Томске с его суровым климатом? Может, лучше хоккей поднимать?

– Другие виды спорта здесь слабо развиты. К тому же футбол томичи любят. Клубу ведь уже 100 лет! В Томске болеют семьями, фанаты ни с кем не дерутся, а в первенстве города участвует более 200 команд!

– Почему же денег нет?

– Они есть. Где качают нефть и газ спонсоры наших ведущих клубов? В Сибири. Кто работает на предприятиях? Сибиряки. Так почему же в Москве и Питере деньги на футбол есть, а в Томске нет? «Томь» не просит денег у власти, но было бы справедливо, если бы компании, получающие огромные доходы, часть прибыли вкладывали в развитие местного футбола.

– То есть, как и год назад, нужно указание Владимира Путина?

– Не вижу в этом ничего плохого. Игроки уже больше двух месяцев не получали зарплату. В прошлом году, правда, было гораздо хуже – висели долги еще за 2008-й. Хорошо, что футболисты отдают себе отчет в том, что происходит, понимают, что проблемы есть, но будут решаться, как это было и раньше. Профессионалы! Угнетает меня только то, что у «Томи» – репутация клуба, который каждый год ходит с протянутой рукой. Хорошо, давайте оставим только частные клубы. Кто тогда в премьер-лиге играть-то будет? Может, в Европе и по-другому, но в России ситуация иная.

– На старте сезона «Томь» сыграла вничью с «Зенитом», «Спартаком», «Динамо». Поделитесь секретом, как без денег мотивировать команду?

– Моя задача – поддержать благожелательную атмосферу в команде, помочь футболистам сохранить желание играть, а мотивацию они сами находят. Никто не бежит договариваться с другими клубами, хотя предложения у многих есть – пятое место вызывает повышенный интерес к игрокам «Томи».

– Слишком высоко забрались?

– Занимать пятое место непривычно. Если оценивать наши силы реально, мы – в середине таблицы. Хотя многие считают, что так и должно быть. Я же призываю мечтателей спуститься с небес на землю. Наше пятое место в какой-то степени – стечение обстоятельств. Приятно находиться так высоко, но как потом объяснять болельщикам, почему не оправдали ожиданий? Поэтому не надо завышать планку, надо быть реалистами.

Игроков понимаю по глазам

– И все же должно быть объяснение, почему «Томь» ни в одном матче не выглядела аутсайдером.

– Ни «Спартак», ни «Динамо», ни «Рубин» не показали против нас организованной игры в атаке. Да и в остальном проблем у них хватает. А звание фаворита оправдывает пока только «Зенит», который намного строже, чем раньше, стал играть в обороне.

– Вы работали в разных странах, в разных условиях. В России жестче по сравнению с Камеруном, Турцией или Китаем?

– Мне в России легче, чем за границей, хотя быть тренером везде непросто – всегда надо быть готовым к увольнению. А легче потому, что здесь могу поговорить с футболистом на одном языке. Кому-то сделать внушение, кого-то, напротив, похвалить. Здесь по глазам понимаю, что происходит с игроком.

– Кто-то говорит, что уровень чемпионата России растет, кто-то – что падает. Вы какого мнения?

– Растет. В премьер-лиге есть интрига и нет явного лидера, каким являлся «Спартак» в 90‑е годы. В чемпионате России есть и яркие матчи, и эмоции, и скандалы – все, чем богат хороший футбол. Мне здесь интересно.

– И даже в прошлом году, когда «Томь» оказалась на грани банкротства, не возникало желания послать все подальше?

– Уйти хотелось, но игроки попросили остаться. Разве я мог их подвести?

– Уровень чемпионата растет, а в числе финалистов мирового первенства в ЮАР нашей команды нет. Как вы относитесь к приходу Дика Адвоката на пост главного тренера сборной России?

– Есть некоторые сомнения на его счет. Его предшественник Гус Хиддинк работал в иных условиях. Адвокат же будет вынужден обновить сборную. Удастся ли это ему сделать с минимальными потерями? Не знаю. Что-то получиться может только в том случае, если Адвокат будет работать в контакте с российскими коллегами и проводить в России не три месяца в год, как Хиддинк, а десять.

– 11 июня начинается чемпионат мира. За кого болеть будете?

– Не за Камерун, это точно. Наверное, за те команды, чья игра мне покажется близкой по духу. И за футболистов «Томи» – корейца Ким Нам Иля и словенца Александра Радославлевича, хотя он уже в России не выступает.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram