Футбольные клубы России могут обложить «налогом на легионеров»
№ () от 27 февраля 2024 [«Аргументы Недели », Борис БОГДАНОВ ]
На минувшей неделе в России вновь заговорили о «налоге на легионеров». Правда, если судить по итогам зимней трансферной кампании клубов РПЛ, большого впечатления это на них не произвело. Основным источником пополнения команд по-прежнему служит импорт.
Кажется, сколько существует российский (не путать с советским) футбол, столько и остаётся едва ли не центральным пунктом его повестки дня тема легионеров. Диапазон – от призывов к полной отмене лимита на иностранцев до уверений, что они-то и есть главное зло: устрани его – и развитие отечественного спорта номер один пойдёт семимильными шагами. В числе прочих инициатив пару лет назад прозвучало и предложение обложить приобретающие их клубы своего рода «налогом». О нём как-то подзабыли, но теперь вновь извлекли на свет.
Хочешь, чтобы у тебя в составе играли иностранцы, – пожалуйста, пусть играют, но за это придётся платить. Из собранных денег вроде бы предполагается поощрять тех, кто задействует молодых российских футболистов. Ставка «налога» зависит от возраста легионера: если ему меньше 23 лет – по 5 тыс. рублей за каждую минуту, проведённую на поле, если больше – по 10 тысяч.
Почему за молодых меньше – вопрос к авторам начинания, родившегося в недрах РФС. Вот, скажем, исполнилось защитнику «Зенита» Эраковичу 22 января 23 года – получается, во второй части сезона платить за него придётся вдвое больше, чем в первой. А что по большому счёту изменилось? Как занимал серб место, на которое в теории мог бы претендовать российский игрок, так и будет занимать. И что до Нового года, что после это будет тот же самый Эракович, с теми же самыми навыками, способностями, трансферной стоимостью и зарплатой.
По словам генерального секретаря РФС Максима Митрофанова, проект «находится в состоянии заморозки», в котором оказался сначала из-за пандемии, потом из-за потери клубами доходов от участия в еврокубках. Но, подчеркнул он, «решение принято, концепция утверждена» и может быть реализована уже со следующего сезона или годом позже.
Миллион – разве деньги?
Как отнесутся к новшеству клубы, думается, гадать не приходится: явно без восторга. Впрочем, и драматизировать ситуацию никто не станет. Во всяком случае об этом можно судить по итогам зимнего трансферного окна, закрывшегося в России на той же прошлой неделе.
Подавляющее большинство приобретений, сделанных клубами РПЛ этой зимой, – иностранцы (32 человека). Они на 100% составили, например, пополнение «Спартака», «Ростова», «Краснодара», «Ахмата», «Рубина». Из 11 игроков, пришедших в «Сочи» под нового тренера испанца Роберта Морено, семеро – легионеры. Из четверых новичков «Зенита» трое – бразильцы.
Есть, правда, и обратные примеры: отечественные футболисты или приравненные к ним белорусы преобладают среди тех, кто зимой присоединился к «Факелу» и «Балтике», а «Урал» и «Пари НН» и вовсе пошли по пути полного импортозамещения: иностранцев в их составах не прибавилось. Особняком стоит «Динамо», которого на зимнем рынке словно и не было: состав бело-голубых не пополнился ни одним футболистом (белорусский вратарь Кудрявец не в счёт: он был приобретён ещё летом, просто первую часть сезона провёл в аренде в родном БАТЭ).
«У нас нет денег платить налог на легионеров», – предупреждает президент «Урала» Григорий Иванов. Под этими словами с готовностью подпишутся все его коллеги – и некоторые из них, что греха таить, покривят душой: в бюджетах их клубов эти 5–10 тыс. за минуту погоды не сделают.
Возьмём для примера «Зенит», игру которого легионеры определяют в большей степени, чем чью-либо в премьер-лиге. В первой части сезона Сергей Семак задействовал 11 иностранцев. Игровое время они получили разное – от 1571 минуты (Дуглас Сантос) до 218 (Ду Кейрос). В общей же сложности в пересчёте на предполагаемый «налог» вся компания наиграла на 97 305 000 рублей, то есть примерно на миллион евро. Разве для «Зенита» это деньги?
На противоположном полюсе – «Факел», где до зимней паузы легионеров на поле выходило всего трое. За них пришлось бы заплатить 5 520 000 рублей, или немногим больше 55 тыс. евро. Даже для скромного воронежского бюджета – не смертельно.
Много шума из ничего
Но есть ведь и клубы, которые ресурсами «Зенита» не обладают, а иностранцев набрали немало. В «Балтике» их, к примеру, сейчас 11, в «Оренбурге» – 12, да и недовольство Иванова понять можно: у него в составе 10 легионеров, и времени на поле большинство из них проводит помногу. Полтора десятка иностранных граждан насчитывается в «Рубине», а ведь казанцы, хотя и не бедствуют, возможностями ныне располагают не теми, что в чемпионские времена.
В 2013 году, помнится, в РПЛ и ФНЛ был введён «налог» на иностранных тренеров: по 5 млн с клуба высшей лиги, по 2, 5 – первой. Шума было немало, толку – чуть. Просуществовал он два года, иностранцев российские команды меньше нанимать не стали, среди отечественных специалистов как было полно безработных, так и осталось.
Новая дань, которой могут обложить клубы премьер-лиги, едва ли принесёт больше пользы. Ну не станет же Виктор Гончаренко держать на скамейке условных Бегича или Бикфалви, чтобы сэкономить «Уралу» миллион-другой рублей. И не для того привозили в Санкт-Петербург целую бригаду бразильцев, а в Казань – выходцев из бывшей Югославии, чтобы они сидели в запасе. Ни Семак, ни Рашид Рахимов не враги себе и ставить на ответственные игры необстрелянных дублёров, чьё единственное преимущество – российский паспорт, не будут.
«Оставьте лучше в покое футбол», – откликнулся на предполагаемое нововведение главный тренер «Факела» Сергей Ташуев (притом что его команду, напомним, оно может затронуть меньше всех). Среди многочисленных комментариев последних дней трудно найти более точный.