Футболиста «Спартака» признали виновным в контрабанде наркотиков
№ () от 20 февраля 2024 [«Аргументы Недели », Олег СВЕТЛАНОВ ]
В спортивной журналистике, в частности в футбольной, уже не первый десяток лет очень популярна такая поговорка: «Не знаешь, о чём писать, пиши о «Спартаке». Более того, опять же в футбольной отечественной журналистике примерно в 2002–2003 гг. красно-белый клуб помимо неофициального термина «народная команда» получил прозвище ФК «Скандал». В прошлом номере «АН» было рассказано о конфликте капитана красно-белых Георгия Джикии с главным тренером и клубом. Теперь же «полыхнуло» с ещё одним топовым футболистом «Спартака» – голландцем Квинси Промесом. В его родном отечестве футболист теперь считается преступником.
Криминальная история Квинси Промеса достигла пика – 14 февраля суд в Нидерландах признал его виновным в контрабанде наркотиков и приговорил к шести годам. О том, что нападающий «Спартака» фигурирует в деле о контрабанде наркотиков, известно давно. Однако конкретика появилась только в конце января 2024 года – тогда прокурор Нидерландов впервые озвучил тот факт, что правоохранительные органы считают Промеса причастным к картелю.
Обвинение утверждало: при содействии Квинси была ввезена партия из 1362 килограммов кокаина – она была перехвачена в порту Антверпена в 2020 году. Сам футболист, по версии следствия, хотел заработать на этом до 6 млн евро.
Более того, если ранее фигурировала информация о том, что Квинси – просто «инвестор», вложивший около 200 тыс. евро в партию наркотиков, то в январе появилась уже другая, официальная версия: у футболиста была решающая и руководящая роль. Также стало известно, что Промесу помогал дядя – некто Маурилио В. Родственник нашёл грузчиков для кокаина и уже дал признательные показания.
Выводы о том, что Квинси причастен к преступлению, были сделаны во многом из-за содержания переписок футболиста и его дяди. И хотя адвокат Промеса настаивал, что закрытые чаты – не доказательство вины, прокурор всё равно запросил 9 лет тюрьмы.
В итоге 14 февраля состоялся суд – на нём Промеса заочно признали виновным и назначили шесть лет заключения, обвинив, таким образом, в контрабанде почти 1, 5 т кокаина. Футболист на заседание не явился – он сейчас в ОАЭ на сборах со «Спартаком».
Будет ли экстрадиция? Это главный вопрос прямо сейчас. Из России экстрадиция невозможна – между странами нет соответствующего соглашения. Но Промес ведь сейчас в ОАЭ. С Эмиратами у голландцев подобное соглашение есть. Выдадут ли футболиста? Не факт – по двум причинам. Во-первых, у Квинси есть резидентская виза ОАЭ, что значительно уменьшает шансы на выдачу. Во-вторых, Эмираты производят экстрадицию только после завершения всех судебных и апелляционных мероприятий.
Однако тут есть интересный момент. Промес совершал свои злодеяния в государстве, где легальны не только наркотики, но и проституция. В государстве, где буквально пару недель назад самые видные политики требовали декриминализировать кокаин. В государстве, которое первым в мире разрешило однополые браки. Если собрать различные расхождения, то Нидерланды как субъект давно заслужили несколько пожизненных в России – и это мы ещё не говорим о позиции этой страны НАТО по отношению к СВО со всеми вытекающими.
Ну и наконец, голландец в России уже много лет. Он дважды приходил в «Спартак» забил более 100 голов за красно-белых. Исходя из этого несоответствия, любые решения, которые принимает нидерландский суд, ни Россию, ни «Спартак» интересовать вроде как не должны. И почему вообще Промес преступник, если в РФ кокаин, оборот которого у нас запрещён, он не возил и даже не употреблял?
В России Квинси если и забивал, то мячи в ворота. Если раздавал, то голевые передачи. Если возил, то соперников. Если продавал, то себя «Севилье» за 21 млн евро. И «Спартак» получал приличные отступные. А если говорить о распространении, то здесь речь о трансляции положительного образа футболиста: смелого, техничного, открытого и влюблённого в игру. Вряд ли мы вообще можем вспомнить легионера, чья репутация на внутренней арене будет лучше, чем у Промеса. Ведь что на поле, что в общении со СМИ, что при взаимодействии с болельщиками Квинси чуть ли не идеален. Так что же, получается, сдавать его – тем более не доверяя правосудию Нидерландов? Там не всё чисто и связано с прослушкой и перепиской.
«Спартак» уже отреагировал на вердикт суда: «Сторона Промеса информирует нас о ходе процесса. Это не окончательное решение, будет апелляция», – сообщил глава пресс-службы «Спартака» Дмитрий Зеленов.
Может ли ФИФА ограничить выступления Промеса? На данный момент это вопрос преждевременный. Думается, что Промес не сможет участвовать в мероприятиях под эгидой ФИФА, так как они проходят за границей. Если приговор суда вступит в силу, Промес будет задержан на территории другой страны. Однако чемпионат России и Кубок России проходят на территории РФ, ФИФА к организации этих соревнований имеет косвенное отношение. В случае если «Спартак» не расторгнет договор и Промес будет дальше играть, всё будет нормально. В регламентах ФИФА нет положений о запрете.
Уже ряд юристов предлагают свои услуги. Но опять же повторимся. Человек ничего плохого у нас не совершил. Играет много лет, может легко получить гражданство. А на международной арене мы и так не играем.