Кто сказал, что зимой в российском футболе скучно? Пока есть «Спартак», скучать не придётся и темы для пересудов не переведутся. На этот раз такой темой стала история с капитаном красно-белых. Пока капитаном.
На финишной прямой
Среди проблем, которые клубы решают каждую зиму, – игроки, у которых подходит к концу срок действия контрактов. Заканчивается он чаще всего в середине года, дальше футболист может сменить место работы в статусе свободного агента, а его нынешний работодатель ни копейки на этом не заработает. Более того, уже за полгода до этого такой игрок, согласно правилам ФИФА, имеет полное право вести переговоры о будущем трудоустройстве.
Не удивительно, что вокруг тех, чьи трудовые отношения с нынешними клубами выходят на финишную прямую, подчас возникают истории со скандальным оттенком. Контракт заканчивается, и, если по доброй воле стороны расставаться не планируют, им приходится вступать в переговоры. И здесь уже, как говорится, «дружба дружбой…» Работнику хочется улучшения условий, работодатель не горит желанием улучшать их, в дело тем временем вмешивается третья сторона (а то и не одна), готовая условия работника выполнить, и он этим охотно пользуется, чтобы усилить свою позицию…
На публику, понятно, подробности не выносятся. Но какие-то детали из-за закрытых дверей просачиваются, расползаются или распускаются разного рода слухи, и всё это ни здоровой атмосфере вокруг клуба не способствует, ни спокойствия его болельщикам не добавляет. Разумеется, так происходит далеко не всегда, но уж если происходит, запоминается надолго.
На данный момент игроков, у которых контракты заканчиваются летом, в РПЛ не один десяток. Немало и видных: Дзюба и Миранчук в «Локомотиве», Акинфеев и Заболотный в ЦСКА, Промес и Мойзес в «Спартаке», Смолов и Нгамале в «Динамо», Фернандес и Кержаков в «Зените»… Ситуации разные и решаются по-разному. Но ни одна и близко не вызвала такого ажиотажа, как коллизия, возникшая в отношениях «Спартака» с Георгием Джикией.
Из вожаков в запасные
Джикия, ещё недавно железный игрок спартаковской «основы», в этом сезоне оказался в запасе. 6 матчей в чемпионате (последний – 2 сентября), 3 в Кубке – вот и всё, что доверил ему Гильермо Абаскаль: испанский тренер предпочитает приобретённого летом 27-летнего серба Бабича. Между тем текущее соглашение у Джикии истекает 31 мая, и каким будет следующее, для него очень важно: оно ведь вполне может оказаться последним. «Мне уже 30 лет. В финансовом плане этот контракт будет одним из самых значимых», – не скрывает футболист.
Но одно дело – вести переговоры о продлении, будучи одной из системообразующих фигур в команде, и совсем другое – сидя на скамейке запасных. Если верить агенту футболиста Вадиму Шпиневу, обещанного руководством клуба предложения его клиент за весь январь так и не получил. Отчего закономерно почувствовал себя обманутым. И теперь, по словам агента, ясно: если Абаскаль останется в «Спартаке», никакого нового контракта у Джикии не будет.
Тому, что нынешней зимой 30‑летний защитник стал едва ли не самым упоминаемым человеком в российском футболе, удивляться не приходится.
Во-первых, это «Спартак». Всё, что происходит внутри и вокруг самого популярного клуба страны, неизбежно оказывается в центре внимания. Тем более в зимнее затишье, когда любая новость с удвоенным усердием подхватывается прессой и социальными сетями.
Во-вторых, это Джикия. Один из наиболее авторитетных спартаковцев последних лет, всё ещё, как ни парадоксально, капитан, любимец болельщиков, игрок сборной России. Хотя называть его легендой «Спартака» было бы, пожалуй, слишком. Да и кто вообще из нынешних красно-белых тянет на такой статус? И это, кстати, одна из их проблем.
В-третьих, история Джикии вышла в публичное пространство. Ни сам игрок, ни его агент, ни представители «Спартака» не отмалчиваются, и каждое сказанное ими слово лишь подогревает ажиотаж.
В-четвёртых, «Спартаку» не раз доводилось не по-хорошему расставаться с личностями действительно легендарными, и об этом тут же вспомнили. О том, как в 2000-м, ещё при Олеге Романцеве, оказался лишним в команде Андрей Тихонов. Как из-за конфликта со Станиславом Черчесовым в 2008-м покинул клуб Егор Титов. Или как двумя годами раньше взбунтовался против Александра Старкова, выплеснув всё наболевшее в прессу, Дмитрий Аленичев.
«Остаюсь в «Спартаке»
Джикия против Абаскаля бунтовать на всю страну и не думает. Высказывается достаточно сдержанно, отношения с испанским специалистом называет «рабочими». Хотя своё отстранение от основного состава открыто объясняет не только игровыми, но и личными причинами, то есть фактически предвзятостью тренера. И от всего, что наговорил о ситуации Шпинев, не открещивается: «Всё сказанное соответствует действительности… По поводу контракта – как он сказал, так и есть».
Что дальше? «Остаюсь в «Спартаке», буду биться и делать всё, чтобы завоевать место», – отвечает Джикия. «Он остаётся в клубе и, надеюсь, ещё поможет «Спартаку», – подтверждает генеральный директор красно-белых Олег Малышев.
Вопрос – на каких условиях? Продолжаются ли переговоры или игрок просто готов отработать до конца нынешний контракт, а потом заняться дальнейшим трудоустройством? Уйдёт Абаскаль по окончании сезона (что вполне вероятно) – можно попробовать получить новый шанс при новом тренере. Не уйдёт – сменить команду самому. 30 лет – возраст не критический, и футболисту с послужным списком Джикии, пусть он уже не тот, что в лучшие времена, найти работу проблемы не составит. Вот вернуть прежний статус, будь то в «Спартаке» или где-то ещё, будет действительно проблематично.