Десять минут не дотерпела сборная России в игре против Хорватии – а то могла бы уже заказывать билеты в Катар. Уступив 0:1, пробиваться на чемпионат мира наши футболисты теперь будут в стыковых матчах, которые пройдут в марте.
Два несчастных случая
9 октября 1999 года в Лужниках полузащитник сборной России Валерий Карпин на 75-й минуте открыл счёт в матче Россия – Украина. И вывел российскую сборную на первое место в отборочной группе чемпионата Европы. То есть в число участников финального турнира: игрался последний тур группового этапа, и на тот момент мы опередили конкурентов – французов и украинцев.
А на 88-й минуте случился не слишком вроде бы опасный штрафной в исполнении украинца Шевченко, и российский вратарь Филимонов фактически забросил мяч в собственные ворота. Некоторые издания вопреки официальной версии даже запишут взятие ворот не на счёт украинского форварда, а как автогол российского вратаря. В числе финалистов Евро-2000 Россия пробыла 13 минут.
14 ноября 2021 года в Сплите в игре с Хорватией, тоже заключительной на групповом этапе отбора на ЧМ-2022, главный тренер сборной России Валерий Карпин среди финалистов виртуально продержался 80 минут. А потом случилась не слишком вроде бы опасная подача с фланга в нашу вратарскую, и после нелепого отскока от ноги защитника Кудряшова мяч закатился в угол ворот.
Вот так на разных этапах футбольной жизни Карпина стряслись два несчастных случая, остановивших его в шаге от важнейшей цели. Но между ситуациями 1999-го и 2021-го есть, конечно, разница.
Дело в том, что в «Лужниках» случилось непоправимое: Россия тогда в одночасье лишилась не только прямой путёвки на Евро, но и права сыграть в «стыках». Гол Шевченко всё перевернул: с первого места мы мигом скатились на третье. К слову, французы потом тот чемпионат выиграли, а украинцы на него тоже так и не попали, уступив в стыковых матчах словенцам.
В Сплите же ничего непоправимого не произошло. У Карпина и его команды будет вторая попытка: в марте они сыграют в турнире, по итогам которого определятся ещё три представителя Европы на мировом первенстве. С кем именно – узнаем 26 ноября, когда пройдёт жеребьёвка стыковых матчей.
Что будет в марте
Впрочем, называют их так больше по привычке: это раньше они действительно были «стыками», где команды разбивались на пары и проводили по два матча на вылет. Теперь 12 сборных разделятся на три четвёрки, и в каждой будут сыграны полуфиналы и финал. То есть, чтобы попасть на чемпионат мира, неудачнику группового этапа надо одержать две победы. Если при прежней системе неудачу в первой встрече ещё можно было исправить в ответной, то теперь всё жёстче: проиграл – вылетел. Выиграл – на пути ещё один соперник, с большой долей вероятности сильнее первого.
Россия при жеребьёвке будет «сеяной», то есть полуфинал проведёт на своём поле, и ей точно не достанутся в соперники, например, Португалия, Швеция или Польша (а также Украина, с которой ФИФА и УЕФА нас разводят по политическим соображениям). Но среди «несеяных» тоже слабых не будет – да и кого наша нынешняя сборная может считать заведомо слабее себя? Ну а во втором матче, если он у нас состоится, тяжело придётся при любом жребии.
Это та же Португалия в «стыках» – как рыба в воде: трижды в них участвовала, пробиваясь на чемпионаты мира и Европы, и трижды выходила победителем. О России этого не скажешь. В отборе на мировые первенства она в 1997‑м уступила Италии (1:1, 0:1), а в 2009‑м – Словении (2:1, 0:1). И только в 2003-м взяла верх над Уэльсом в споре за путёвку на чемпионат Европы (0:0, 1:0). Словом, решающие матчи – не наш конёк. Что лишний раз подтвердилось и в Сплите.
Второе место – уже выше головы
Вот вам и ещё одна разница между тем, что произошло в 1999‑м с Карпиным-игроком и в 2021-м с Карпиным-тренером. Неудача той сборной казалась несправедливостью, неудача этой – закономерностью. Вспомните состав той: много в нынешней национальной команде таких футболистов, как Аленичев, Хохлов, Смертин, Семак, Титов, сам Карпин, наконец? Да всех, кто тогда выходил в «Лужниках», можно перечислить. Добавив к ним тех, кто не выходил, но в том цикле тоже отметился, – Мостового с Цымбаларем, например. Кто из подопечных Карпина имел бы шанс оказаться в той команде?
И она, хотя в последний момент и оступилась, решающие матчи играть всё-таки умела. У неё, собственно, и выхода другого не было. Олег Романцев возглавил сборную после трёх поражений на старте отбора. Она продолжила играть уже без права на осечку – и одержала шесть побед подряд! В том числе над чемпионами мира французами у них на «Стад де Франс» (3:2).
Карпин пришёл тоже после трёх туров, но наследство от Станислава Черчесова получил куда богаче, чем Романцев – от Анатолия Бышовца: 6 очков, 1–2-е место в группе. И из того кадрового ресурса, что ему достался, выжал, отдадим ему должное, максимум. Десяти минут не хватило, чтобы сохранить первое место, но и второе для нынешней команды – это прыгнуть выше головы.
Могла она в Сплите дотянуть до финального свистка, сохранив нули на табло? Наверное, могла. Хотя весь матч не покидало ощущение: дожмут нас всё-таки хорваты. Уж слишком в одни ворота шла игра, слишком безнадёжной выглядела наша команда в созидании, слишком трещала её оборона. Но возможно всё – выстоял же на чемпионате мира российский «автобус» 120 минут против Испании (1:1), чем потом вся страна гордилась…
Про команду, за которую играл Карпин, говорили, что она чуть не сотворила чудо. Это было не совсем так: по своему уровню она всё же имела все основания быть на Евро. Если та команда, которую Карпин тренирует, окажется-таки на чемпионате мира, говорить о чуде у нас резона будет куда больше.