Матч «Зенит» – «Спартак» мог стать украшением осени. А стал разочарованием. Выезд в Санкт-Петербург обернулся для москвичей не просто поражением, а разгромом (7:1), крупнее которого в истории их противостояния с питерцами ещё не было.
Бегство Ярцева
Счёт 7:1 в футболе – большая редкость, такое запоминается надолго. В воскресенье, когда на табло «Газпром Арены» загорелись эти цифры, в памяти тут же всплыли два громких эпизода из недавнего прошлого.
13 октября 2004 года в отборочном матче ЧМ-2006 сборная России под руководством Георгия Ярцева проиграла в Лиссабоне со счётом 1:7 сборной Португалии. Это самое крупное поражение в новейшей истории нашей команды. Я был в тот вечер на стадионе «Жозе Алваладе» и помню, как с каждым мячом, влетавшим в ворота Малафеева, у нас с коллегами первоначальное огорчение всё больше перерастало в какое-то почти весёлое удивление: ну как такое может быть! Позже и португальские футболисты признавались, что им самим происходившее казалось невероятным: чуть ли не каждый удар – в цель!
У Ярцева, если помните, в итоге сдали нервы: он покинул тренерскую скамейку, не дожидаясь финального свистка, за что был многими осуждён. Не сдержался и его оппонент Луиз Фелипе Сколари: встретив в подтрибунном помещении португальских журналистов, которые до этого его немало критиковали, «поприветствовал» их тирадой, не подлежащей воспроизведению в печати.
Худший день Сколари
Сколари ещё не знал, что десять лет спустя ему придётся самому оказаться в шкуре Ярцева, причём его позор будет во сто крат громче. 8 июля 2014 года в Белу-Оризонти сборная Бразилии, которую он возглавлял, в полуфинале чемпионата мира встречалась с Германией, и в тот день не было в мире события, которое привлекло бы больше внимания.
Фан-зона в Сан-Паулу, где я смотрел игру, была, естественно, заполнена бразильскими болельщиками, уверенными, что их команде остаётся два шага до шестого мирового титула. Ещё до перерыва она наполовину опустела: к концу получаса игры Бразилия «горела» 0:5. Причём четыре из этих пяти мячей немцы забили за шесть минут.
В перерыве в раздевалке бундестим кто-то предложил во втором тайме сбавить обороты: неудобно как-то унижать хозяев чемпионата. Но в итоге решили: нет, унизительным для бразильцев будет как раз играть с ними в поддавки. И во втором тайме будущий спартаковец Шюррле со всем уважением забил в ворота Жулио Сезара ещё два мяча. Поражение стало самым крупным в истории бразильской сборной, а Сколари назвал этот день худшим в своей жизни.
Злость Роналду
Такое случается, наверное, в жизни каждого тренера и игрока – даже самых выдающихся. Два мяча из семи в ворота сборной России в октябре 2004-го забил и 19-летний Криштиану Роналду. Восходящая звезда, перспективный юноша, лишь второй сезон выступавший в «Манчестер Юнайтед» и ещё не превращённый косметологами и визажистами в икону стиля. Бесчисленные титулы и рекорды, баснословные заработки, сотни миллионов подписчиков в соцсетях – всё это было впереди. Но и у мегазвёзд бывают чёрные дни. Для Роналду таким стало всё то же минувшее воскресенье: почти одновременно с питерским матчем в Англии проходила игра, имеющая такой же статус: «Юнайтед» принимал «Ливерпуль». И там тоже к перерыву на табло светились 4:0 – только в пользу гостей. Закончилось всё для «МЮ» разгромом 0:5, а сам Криштиану отметился лишь отменённым из-за офсайда голом да жёлтой карточкой за то, что сорвал злость на сопернике.
Что, в неплохой компании оказался «Спартак»? Да, только едва ли это утешит красно-белых и их болельщиков. К тому же разгром разгрому рознь, даже если счёт один и тот же.
Системный кризис
Сборная Португалии в 2004‑м была сильнее сборной России. Португальцы только что стали вице-чемпионами Европы, пятеро из них – победителями Лиги чемпионов, а возглавлял их тренер, выигравший предыдущий чемпионат мира. Но они не были, конечно, сильнее наших в семь раз.
Сборная Германии в 2014-м была, очевидно, сильнее Бразилии: немцы подтвердили это, обыграв в финале Аргентину (1:0) и став чемпионами мира. В составе бразильцев не было травмированного Неймара, но классных игроков там хватало и без него, а тренировал их всё тот же Сколари.
Беда «Спартака» в том, что его фиаско в Санкт-Петербурге стечением обстоятельств не объяснить. Ни один из семи голов не был следствием какого-то необычайного везения одних и невезения других. Все, что называется, рабочие, забитые в ситуациях, когда петербуржцы превосходили москвичей – в скорости, прыгучести, точности, расторопности у ворот. И ничего принципиально нового мы об этом «Спартаке» не узнали – питерский разгром лишь заново высветил то, что было известно и прежде.
Разве новость то, что оборона как была, так и остаётся его ахиллесовой пятой, тем более без одного из её столпов Жиго? Или то, что средняя линия красно-белых лишена креативности, что вести позиционное наступление они не умеют, а в атаке зачастую примитивны и предсказуемы? Или то, что Максименко, раньше нередко вытягивавший матчи, теперь это делать не в состоянии, а возвращение Промеса напрасно вызвало бурные восторги?
Стечением обстоятельств скорее можно объяснить недавнюю победу над «Наполи». А 1:7 на Крестовском – проявление системного кризиса. И это печально не только для болельщиков «Спартака». Мы сетуем на то, что нашему чемпионату не хватает настоящей конкурентной борьбы, матчей, которые превращаются в битвы, и вот уже РФС готов искусственно поднимать их пропорцию, меняя систему соревнований. «Дерби двух столиц» всегда было одной из таких битв. В этом году она превратилась в избиение. И ничего хорошего ни для кого в этом нет.