Анжи - уж очень странная с мировой точки зрения команда
25 октября 2012, 11:58 [ «Аргументы Недели» ]
В аэропорту Джона Леннона в Ливерпуле британские журналисты атаковали толпу прилетевших мужчин вопросами – они спрашивали футболистов, чем же привлек их Дагестан, земля безумной коррупции и этнических проблем.
Клуб Анжи из Махачкалы может смело претендовать на звание самого странного футбольного клуба в мире, считают спортивные аналитики британской газеты The Independent. Его игроки проживают на расстоянии не менее 1200 миль от места, где они играют, и посещают город, в котором базируется клуб только во время промо-акций, в дни матчей, в сопровождении усиленной охраны. Спортсмены сражаются за команду республики, которую значительная часть населения хотела бы покинуть навсегда.
Леннон спел когда-то: «Воображать но не иметь». Самюэль Это’о, нападающий Анжи, должен был бы очень поднапрячься, чтобы иметь возможность сказать о себе подобным образом – он зарабатывает 350 тысяч фунтов стерлингов в неделю, а в его пентхаузе в Москве установлен телевизор с экраном три метра в диагонали – для британцев подобная роскошь просто неприлична.
Владелец клуба Сулейман Керимов, миллиардер, ведущий весьма замкнутый и скрытный образ жизни, потерявший, согласно курсирующим в лондонской тусовке бывших российских олигархов слухам, 14 миллиардов долларов только при крахе банка Леман Бразерс, платит футболистам такие зарплаты, что о деньгах в клубе говорить давно стало неприлично.
Лассана Диарра вышел из команды Реал Мадрид, объяснив это желанием быть рядом с «большим братом» Это’о, Роберто Карлос, которому платят 5 миллионов фунтов в год, говорит о «большой авантюре», а Это’о претендует на стремление объединить дагестанский народ, говорящий на 30 языках и раздираемый межэтническими противоречиями. На самом деле, похоже, решающую роль в мотивации сыграли подарки – например, автомобиль Bugatti Veyron, который Карлос отправил в Бразилию, поскольку организация охраны автомобиля в Махачкале, где средняя зарплата равна 156 долларам в месяц, стоила бы состояние.
В Анжи футболистов привлекают не только запредельные гонорары – тренируется команда в подмосковном поселке Кратово, знаковом для британцев месте – там Прокофьев написал музыку «Петю и Волка», обожаемую в Европе, а играет на стадионе «Локомотив», куда их поклонники из Дагестана вряд ли приедут.
Российский футбол, по мнению британских специалистов, переживает весьма странный период: вначале все были очарованы Гусом Хиддинком, но после неудач со сборными России и Турции, он утратил популярность. Сегодня на вершину поднялись команды, приписанные к кавказским клубам – Анжи и Терек. Мода на работу с Романом Абрамовичем прошла – его пентхаузы для футболистов уже не в почете.
Керимов имеет репутацию совершенно особенного олигарха – опирающегося на холодный интеллект, а не на грубую силу. Катрин Белтон, московский корреспондент Financial Times, оказалась в числе редких журналистов, которых подпускает к себе этот таинственный человек, отличающийся даже внешним видом – он часто предпочитает джинсы и свитер деловому костюму. «Обаятельный и скромный», по выражению журналистки, богач, вынужден носить перчатки на память об ужасной аварии, когда он потерял управление автомобилем Ferrari Enzo на английской набережной в Ницце и получил ожоги. Керимова называют «русским Гетсби» - он, как и герой Френсиса Скотта Фитцджеральда, 20 лет назад был скромным служащим компании, производившей детали для телевизоров, а сегодня входит в списки Форбс. Британские издания утверждают, что главным его желанием на сегодняшний день является восстановление Дагестана, а клуб Анжи – только одна из составляющих на пути.
Конечно, строящийся гигантский стадион Анжи в ближайшее время не посетят представители мировых футбольных клубов, но он станет знамением мечты – странной и заманчивой.