Мечта братьев Владимира и Виталия Кличко собрать у себя все чемпионские пояса в супертяжелом весе осуществилась в ночь с субботы на воскресенье. Последний – четвертый по счету титул – добыл 35-летний Владимир, отобрав его у амбициозного и наглого британца Дэвида Хэя. Он сделал это на глазах более 50 тысяч зрителей, которые, несмотря на сильные дождь и ветер, собрались на футбольной «Имтекс-Арене» в Гамбурге. Единственное, что не удалось Кличко-младшему, – нокаутировать, пожалуй, самого трудного соперника в своей карьере. Владимир безоговорочно победил по очкам, однако его преимущество в ходе боя не выглядело подавляющим.
Кто на новенького
Если бы выиграл Хэй, то стал бы чемпионом мира в рамках сразу трех ведущих ассоциаций из четырех: Международной боксерской федерации (IBF), Всемирной боксерской организации (WBO) и Всемирной боксерской ассоциации (WBA). И только титул по версии Всемирного боксерского совета (WBC), которым владеет старший брат Виталий, остался бы в семье украинцев. Нужно признать, немало представителей боксерского мира да и болельщиков из разных стран хотели именно этого. Почему? Да потому что клан Кличко уже шесть лет доминирует в самом престижном тяжелом дивизионе, который всегда считался высшим пилотажем бокса. Его будоражащей болельщицкие страсти витриной. Когда покинули ринг ставшие при жизни легендами Леннокс Льюис и Майк Тайсон, существование этой весовой категории стало навевать скуку.
По сути, в мире не осталось боксеров, которых братья-украинцы еще не побили. За последние годы – больше двух десятков не таких уж и слабых бойцов. Однако каким же однообразным способом тот и другой Кличко мостили себе путь к вершине по телам поверженных соперников! Обескураживали и измордовывали противников хорошо поставленным джебом – сильным тычком длинной левой руки. А затем добивали нокаутом, пуская в ход мощную правую. Все монотонно и предсказуемо, будто смотришь заезженное старое кино.
Конечно же такая манера ведения боя вовсе не умаляет достижений братьев. Только слепой не оценит, насколько сильнее, опытнее, увереннее в себе стал заматеревший на ринге Владимир после того, как сам потерпел два страшных поражения нокаутом – в 2003-м от Кори Сандерса и в 2004-м от Лаймона Брюстера. Такое может уничтожить чью угодно карьеру. Однако прибавивший с тех пор еще и в бесстрашии и мужестве Кличко-младший в тринадцати проведенных боях не смог нокаутировать только двух противостоявших ему противников – Сэмюэля Питера и Султана Ибрагимова. Но… Вот тут и появился Хэй (26 поединков, 25 побед, из них 23 – нокаутом, одно поражение), способный, как кое-кто полагал, встряхнуть рутину супертяжелого дивизиона.
В высшей лиге плетут интриги
С тем, что Хэй представляет для него опасность, не стал спорить перед боем в Гамбурге и сам Владимир Кличко.
– Я ожидаю трудного поединка, ожидаю, что Хэй сделает больше, чем когда-либо делал, – говорил младший из братьев-украинцев аккредитованным на матче журналистам. – Уважаю Хэя как боксера. Он очень подвижен и быстр, владеет хорошей техникой. Послужной список британца говорит о многом: чемпион мира в первом тяжелом весе, чемпион мира по версии WBA в супертяжелой категории – он же Николая Валуева победил. Так что о недооценке соперника речи не идет, но и переоценивать его я тоже не собираюсь.
Похоже, что все-таки переоценил – в плане распределения гонораров. Но это было сделано ради того, чтобы поединок из-за уловок британца в очередной раз не сорвался. По слухам, соперники договорились разделить призовой фонд поровну, независимо от исхода боя. Говорят, бюджет схватки в Гамбурге составил около 50 млн. евро. Каждый из ее участников получит по 20 миллионов. Остальные деньги пойдут на оплату стадиона. Права на телетрансляцию были приобретены крупнейшими спортивными каналами Германии, Великобритании и США. Цены на билеты зашкаливали. Поэтому не случайно, что, говоря об ажиотаже вокруг гамбургского боя, часто вспоминали другой – состоявшийся в 2002 году в Мемфисе.
В нем британец Леннокс Льюис побил американца Майка Тайсона. Тот и другой поделили сумасшедшие по тем временам 35 млн. долларов. Но вспоминают ту схватку главным образом потому, что в Мемфисе произошло столкновение двух характеризовавших целую эпоху в боксе легендарных личностей. Джентльмена до мозга костей Леннокса и «великого и ужасного» Майка. Это ведь тогда отъявленный грубиян Тайсон публично пообещал сожрать живьем детей соперника. И кто об этом не забыл – тому понятно, под чью личину «косил» последние два года до Гамбурга эпатажный Хэй в своих отношениях с братьями Кличко. И ведь своего добился. Про многомиллионный гонорар мы упомянули. Контракты на трансляции с британскими и американскими каналами заключены тоже благодаря повышенному интересу лично к Дэвиду. Ну а то, что на матч в Гамбург приехало 10 тыс. ярых фанатов Дэвида с Туманного Альбиона, тоже о чем-то говорит…
О том, например, что в него действительно верили, что на него и вправду надеялись. Даже Леннокс Льюис выступил в поддержку соотечественника: «Хэй легче соперника, но он может превратить это в преимущество, если будет держаться на расстоянии. Никто не забыл, что он сделал в бою против Валуева. Хэй постоянно двигался, был неуловим, а в финальном раунде едва не нокаутировал российского гиганта». В свою очередь Тайсон заявил в интервью английской прессе, что, на его взгляд, Владимир Кличко «очень большой и очень талантливый», чтобы Хэй смог с ним справиться…
Битый пожимает руку побившего
В общем, все получилось так, как советовали и предсказывали бывалые знаменитости. Хэй на ринге «Имтекс-Арены» в своих действиях буквально следовал рекомендации Льюиса. Очень большой и очень талантливый (но только как никогда прежде сконцентрированный на протяжении всего поединка) Кличко, будто услышав Тайсона, не дал сопернику ни единого шанса. Шуму на стадионе и за его пределами было много. Однако всплеска на ринге, сшибки, драки, как когда-то в Мемфисе, не получилось.
– На протяжении всего поединка Хэй был не только чрезвычайно быстрым, но и очень бдительным, – объяснил потом победитель. – Он прекрасно понимал, что, если на секунду расслабится, бой может тут же закончиться. Британец пропустил один жесткий удар – жаль, что устоял на ногах. После чего стал еще осторожнее. Когда совсем не слабый соперник не проявляет инициативу, а думает только об обороне, пробить его невероятно трудно.
…В последний раз Хэй по-хамски оскорбил младшего Кличко уже перед началом поединка, отказавшись пожать протянутую ему руку в эфире американского телевидения. После гонга в 12‑м раунде сам подошел к Владимиру и впервые за все время их знакомства попрощался крепким рукопожатием.