КХЛ становится «дикой лигой»: перемены в российском хоккее проводятся в интересах отдельных клубов и топ-менеджеров?
5 июля 2024, 13:01 [ «Аргументы Недели» ]
В российском спорте всегда существовала четкая «вертикаль власти» - лиги, проводящие чемпионат страны, были обязаны подчиняться правилам, установленным общероссийскими федерациями. Но в ближайшее время эта система серьезно поменяется. Госдума приняла новые поправки в спортивное законодательство, которые дают лигам фактическую независимость от любых вышестоящих структур. Законопроект с самого начала критически оценивался даже внутри самой отрасли – поскольку перемены окажут явно негативное влияние на развитие российского спорта. Однако бенефициары в лице отдельных клубов и их топ-менеджеров сумели пролоббировать поправки. Кому и почему выгоден слом работавшей «вертикали власти»? Разбираемся в этом материале.
Кто заставил спешить Госдуму
Законопроект, который позволит лигам де-факто отделиться от федераций, разрабатывался с осени 2023 года. Но удивила быстрота, с которой он прошел все парламентские чтения. Документ за номером 622018-8, дающий дополнительные права профессиональным спортивным лигам России, был внесен в Госдуму 8 мая. 11 июня (на неделю раньше запланированного) прошло первое чтение. Еще две недели потребовалось на внесение юридических поправок. Ну а 3 июля депутаты меньше чем за пять минут успели рассмотреть законопроект во втором и третьем чтении, большинством проголосовав «за». Осталось дождаться итогов заседания Совета Федерации. Закон вступит в силу после того, как будет подписан главой государства.
Те, кто знаком с реалиями работы Государственной Думы, лишь подтвердят: процедура рассмотрения оказалась действительно ускоренной, документ рассматривался намного быстрее схожих законопроектов. В чем же причина?
Есть соблазн дать простой ответ: рычаги влияния включила Континентальная хоккейная лига. Но это не совсем так. Да, всем очевидно, что в целом новый закон – полностью в интересах КХЛ. Лига почти год продвигала законопроект, активно участвовала в его разработке. Стратегические выгоды очевидны, вот только гнать коней смысла не было. Что изменилось бы для КХЛ, если бы право на независимые решения было узаконено не в июле, а скажем, в сентябре? Да по сути ничего. Лига и до этого без проблем задает комфортные для себя параметры чемпионата. Длинную регулярку с 68-ю играми и продление сезона на май она получила и до отделения. По числу легионеров достигнут компромисс с федерацией. Никаких ограничений никто не навязывает.
Но истинные выгодоприобретатели процесса все равно есть, и их двое. По нашей информации, это хоккейный клуб ЦСКА – и отдельные лица, которые занимают высшие руководящие посты в КХЛ (но при этом использующие отделение скорее не в интересах лиги, а в своих личных целях).
Новый закон выгоден и ХК ЦСКА, и лично Есмантовичу
ХК ЦСКА открыто признается в том, что является бенефициаром изменений. Известный телеграм-канал "За пределами Лениградки», позиционирующий себя как практически официальный информационный рупор армейского клуба, прямо писал, что новый закон – «ключевое событие, которое и запустит все трансферные процессы ЦСКА». А процесс вынесения законопроекта сразу на второе и третье чтение там же назван «нашим ответным ходом». Мы сейчас не будем обсуждать механизмы и рычаги влияния, которые позволяют отдельным спортивным клубам прямо определять порядок работы парламента. Но сам факт их существования даже не скрывается.
А еще интереснее понять, почему закон о независимых лигах так нужен красно-синему клубу. Как сообщают наши источники, действующий президент ХК ЦСКА Игорь Есмантович частично отстранен от процесса принятия решений. Особенно в той части, которая касается первой команды и ее будущего. Первый факт, свидетельствующий об этом – весенние перестановки в тренерском штабе. По нашим сведениям, кандидатуру Ильи Воробьева выдвинул и пролоббировал Борис Михайлов. Несмотря на то, что Есмантович был против такого назначения, высокие кураторы ЦСКА прислушались именно к аргументам легендарного нападающего сборной СССР, входящего в наблюдательный совет клуба.
Кадровая чистка основного состава стала второй стратегической переменой, которая была проведена в жизнь вопреки мнению Есмантовича. Он-то активно выступал за то, чтобы сохранить опытных игроков с большим стажем выступлений за ЦСКА – таких, как Григоренко, Плотникова и Светлакова. Но, опять же, вышестоящий наблюдательный совет счел более убедительной противоположную точку зрения. Показательно, что действующий президент клуба уже в мае прямо заявил, что ему «было жалко прощаться со старожилами команды», а также намекнул на то, что их уход стал следствием «определенного рода действий». То есть даже в публичных выступлениях функционер дает понять, что расставание не было его решением.
Причины такого охлаждения кураторов ЦСКА очевидны. Прошлым летом именно президент клуба сделал их участниками грандиозного скандала, негативные последствия которого распространились на весь российский хоккей. Вратарь Федотов не отработал действующий контракт с клубом НХЛ «Филадельфия», а заинтересованный в спортсмене ХК ЦСКА требовал признать соглашение недействительным. Законы взаимоотношений внутри международного хоккея были не на стороне столичной команды. Неслучайно ИИХФ указала на необходимость соблюдать правила – и запретила Федотову играть в чемпионате России до того, как будет отработан контракт с «Филадельфией».
Запрет Федотову играть за ЦСКА был вынесен также Континентальной хоккейной лигой. Однако московский клуб проигнорировал эти рестрикции и выпускал вратаря на лед в течение всего хоккейного сезона-2023/24. Всей хоккейной отрасли памятны дискуссии, к которым подключили даже Генпрокуратуру: впервые в истории это ведомство прямо и публично вмешалось в вопрос о том, может ли отдельно взятый хоккеист выступать за отдельно взятую команду в чемпионате страны. Можно лишь догадываться о том количестве звонков и писем, которые пришлось сделать высокопоставленным опекунам ХК ЦСКА с подсказки Есмантовича. В итоге ради того, чтобы Федотов смог играть за армейцев, была сломана вся система международных связей, отношения с ИИХФ оказались худшими за всю историю, внутрироссийская хоккейно-политическое пространство раскололось. А еще под очень мощные рестрикции попал именно красно-синий клуб (двухлетний запрет на международные трансферы).
Логично предположить, что столь агрессивные действия по слому отраслевой «вертикали власти» можно было оправдать только в случае чемпионства, или, в крайнем случае, медалей. Но ни того, ни другого управляемый Есмантовичем клуб добиться не смог. Вылет в первом раунде – худший результат ХК ЦСКА за последние десять лет. Декларировалось, что игра Федотова станет одним из факторов успешных выступлений команды – но на практике вышло ровно наоборот. Объективные статистические цифры лишь подтверждают, что в плей-офф армеец был одним из худших вратарей лиги. 13-й по показателю отбитых бросков (не дотянул до 92 %), 12-й по коэффициенту надежности (больше 2,5 пропущенных шайб за игру). Кульминацией всей эпопеи стал скоропостижный (и, по некоторым данным, согласованный с клубом лишь постфактум) отъезд в Северную Америку. В ту самую «Филадельфию». То есть вслед за хоккейными неудачами последовал политически болезненный провал работы с ключевыми игроками.
Кого спасет новая перестройка
Итогом эпопеи, которая потребовала несметных жертв и аппаратных усилий, стало всестороннее фиаско. Неудивительно, что внутри ЦСКА возникли вопросы к тому, кто протолкнул и запустил все деструктивные процессы. По факту теперь у Есмантовича остался единственный спасательный круг. Провести успешное омоложение, которое сам президент клуба декларирует как предпосылку для будущих успешных выступлений в чемпионате КХЛ.
Массовому «призыву» в красно-синюю армию хотят подвергнуть игроков разного возраста, в прошлом сезоне выступавших в Северной Америке. Речь о Просветове, Гурьянове, Охотюке, Афанасьеве, Саморукове, Исхакове. С самими спортсменами договоренности о переходе в ЦСКА действительно достигнуты. Вот только подписать контракты с ними пока нельзя. Поскольку на клуб наложены рестрикции, тот самый двухлетний запрет на трансферы. Соответственно, международную трансферную карту ИИХФ никому из них не выдаст. «Дело Федотова» аукается в очередной раз – только проблемы на этот раз не турнирные и не политические, а селекционные. То есть инициатор конфликтного «дела Федотова» сам же страдает от негативных последствий конфликта. Обойти запрет на подписание новичков легальными способами ХК ЦСКА не мог.
Единственным выходом оказался закон, позволяющий вывести КХЛ из-под юрисдикции ИИХФ и ФХР. В этом-то и ключ к загадке, это и позволяет понять, почему июльское ускорение законотворческого процесса нужно не столько самой лиге, сколько ЦСКА. Потому что только «независимость» позволит игнорировать запреты и сложившиеся в хоккейном мире правила игры, только она даст возможность подписывать контракты с новичками. И запускать ту кадровую перестройку, которая дает Есмантовичу шанс на реабилитацию. Вот только ради аппаратных интересов одного топ-менеджера всю КХЛ превратили в «дикую лигу». То есть в структуру, которая сама отказалась соблюдать все правила и законы хоккейного мира.
Позитивные последствия у такого шага есть. У нас будет независимая лига, чьи перспективы от этой независимости только предстоит осознать. Но насколько будут сильны негативные? Например, как сильно пострадают стратегические партнеры России: те же Казахстан или Китай? Ведь абсолютно реальна угроза санкций со стороны ИИХФ. Если международная федерация дисквалифицирует всех хоккеистов, выступающих за клубы КХЛ, то игроки «Барыса», «Куньлуня» и других команд не смогут выступать за свои сборные уже в предстоящем сезоне-2024/25. Кем будет комплектовать свою команду тот же Казахстан при подготовке к чемпионату мира и насколько сильной будет негативная реакция – не только в адрес руководства лиги, но и в адрес всей России? Кстати, национальным командам России и Белоруссии также предстоит столкнуться с аналогичной проблемой, но только в чуть более далекой перспективе. Если по Казахстану потенциальная угроза «КХЛ вне закона» ударит через несколько месяцев, то и наши сборные окажутся в аналогичной ситуации. Неужели доживем до того дня, когда на чемпионат мира придется отправлять состав, укомплектованный игроками молодежных и студенческих лиг – и бороться то ли за выход в плей-офф, то ли за сохранение места в числе 16 лучших сборных мира?