Кубанский самбист Федор Дурыманов снимет фильм о своей жизни и карьере в спорте
№ () от 10 мая 2023 [«Аргументы Недели Кубань», Сергей БАКАЕВ ]
Чемпион мира и Европы по боевому самбо Федор Дурыманов: «В кино сыграю самого себя!»
Самбист Федор Дурыманов был признан лучшим спортсменом Краснодарского края в 2022 году в номинации «Гордость Кубани». В минувшем сентябре в Сербии он стал чемпионом Европы по боевому самбо в весовой категории до 64 килограммов. Есть в его коллекции и титул чемпиона мира, завоеванный в 2019 году в столице Южной Кореи — Сеуле. И вообще все возможные награды из мира боевого самбо.
Федор не только прославленный спортсмен, но и разносторонний человек. У него актерское образование. Есть за его плечами не только спортивные подвиги, но и настоящие. В его ближайших планах перенести историю своей жизни на киноэкран. Причем главную роль Федор планирует исполнить сам.
Мы обстоятельно побеседовали о спортивной карьере, ожидаемом фильме, мастер-классах для детей и спасении людей из воды и огня.
Кино настоящее, мужское и патриотичное
— Федор, как начинался ваш спортивный путь?
— Я родился в Сибири, в городе Прокопьевске, который находится в Кемеровской области. В пять лет переехал на Кубань — в Хадыженск, это в Апшеронском районе. Жили мы в поселке Станционном — горном поселении, райском местечке. В один прекрасный день я увидел рекламу по нашему черно-белому телевизору о наборе в секцию самбо и дзюдо. И мы со старшим братом Александром сразу закричали, что хотим записаться. Так и началась моя спортивная карьера.
В девятнадцать лет ушел служить в армию, попал в спецназ ГРУ. В Молькине проходил срочную службу. Там познакомился с таким видом спорта, как армейский рукопашный бой. Всю жизнь до этого был борцом, но по приказу начал выступать в рукопашном бое, хотя ранее никогда так не дрался. Выиграл все возможные армейские турниры, что существовали: чемпионат спецназа, Южного военного округа, Вооруженных сил и чемпионат СНГ. И всё это по срочной службе. Это рекорд в истории спецназа, чтобы срочник победил на таких соревнованиях.
У меня были навыки самбо, поэтому легко ориентировался в борьбе, но в ударной подготовке имелись пробелы. Работал с профессиональными тренерами по боксу, кикбоксингу, что позволило впоследствии перейти в боевое самбо.
После спецназа меня пригласили поступить в Военный институт физической культуры в Санкт-Петербурге — ВИФК. Единственный в мире вуз, где готовят военнослужащих спортсменов и где ты выпускаешься и офицером (лейтенантом), и начальником физической подготовки в армии. По окончании института я распределился в ЦСКА, где собраны многие сильнейшие спортсмены страны по разным видам спорта. И по-прежнему выступаю за армию.
— Как появилось в вашей жизни кино?
— Попутно в Санкт-Петербурге учился на актерских курсах, что стало моим хобби. Однажды я познакомился с режиссером Константином Александровым. Он и позвал на пробные занятия. Учился в итоге на актерских курсах три года. Вокруг было много известных в Санкт-Петербурге актеров и актрис. Они никак меня не воспринимали, я постоянно всех тянул вниз, тормозил, не понимал, что делать. На самом деле испытывал тогда стресс больше, чем на соревнованиях. Но благодаря характеру и целеустремленности не оставил попытки.
И потом всё же включился, уловил суть, техники, систему Станиславского. Стал погружаться более глубоко и осознанно, появились первые работы. Записывали на видео много стихотворений. Кстати, сейчас вышел видеоролик со стихотворением «Прорезь прицела». Серьезная работа получилась в поддержку СВО. В данный момент видео собрало миллионы просмотров в разных соцсетях. Даже не знаем, сколько именно получается в совокупности. Из многих городов нашей страны, из Сибири, с Камчатки, шлют сообщения с одобрением.
Но вернемся в прошлое. Мне режиссер тогда поставил задачу как можно больше сниматься в кино. Начал я с массовки: был пешеходом, например, или клиентом в кафе. Стал добавлять участие в групповках, когда полный план твоего лица показывают. Далее в эпизодах появлялся, где надо вести диалог. Потом были второстепенные роли. Много ступенек прошел, чтобы хоть что-то понимать в актерском мастерстве. Не понаслышке знаю, что такое съемочная площадка. В основном это были бандитские сериалы на Пятом канале, я появлялся там в виде врача, полицейского, хулигана и тому подобное. Какими-то серьезными эти работы, конечно, не считаю, это была чисто моя стажировка. До сих пор практикуемся, снимая различные ролики и кинопробы.
— Сейчас, насколько знаю, у вас в планах серьезный проект.
— Да. Со временем у нас с этим же режиссером Константином Александровым появилась идея полнометражного художественного фильма о боевом самбо со мной в главной роли. Он называется «Лига воинов». Планируем показывать его во всех кинотеатрах России. Уверены, что и зарубежные страны проявят интерес. Китайцы уже заинтересованы в проекте, они готовы запустить в своей стране, а об огромной численности населения Поднебесной хорошо известно.
— В чем особенности фильма?
— В России еще не было такого, чтобы спортсмен играл в кино про самого себя главную роль. Картина полностью основана на реальных событиях из моей жизни. Будет и спортивная линия, и военная, и любовная. Мне сейчас тридцать лет, но жизнь была насыщенная. Конфликты, поражения, травмы, восстановления, неожиданные победы... Называем фильм спортивной драмой, но в нем будет много разных слоев.
Большой акцент сделаем на боях. Причем будет полный контакт, чтобы полностью передались все удары в кадре, вся боль. Это наша «фишка». Кино будет максимально настоящее, мужское и патриотичное. Хотим направить тысячи судеб на верный путь, чтобы люди задумывались о чем-то большем, могли что-то поменять в жизни.
— Драться будете тоже с профессионалами?
— Да, в боевых сценах будут задействованы спортсмены. Так что всё без фальши. Я недавно общался с нашим прославленным бойцом Федором Емельяненко. И предложил сняться в нашем фильме. Он ответил, что если проект достойный, то с удовольствием примет участие. Я думаю, он примет! Ряд профессиональных актеров подтвердили участие в проекте. Мы проводили пробы, подобрали артистов на роль родителей и меня в детстве. Сняли короткометражки, которые отправили на конкурсы, и получили призы на российских и международных фестивалях.
— Когда ожидается выход фильма?
— Подготовка длится уже четыре года. Готова съемочная группа, написан сценарий. В России, чтобы снять фильм, нужно примерно — не пугайтесь — пятьсот миллионов рублей. Триста — на фильм, еще двести — на рекламную кампанию. У нас бюджет планируется гораздо скромнее: 130 миллионов на съемки и пятьдесят на рекламу.
К сожалению, пока мы не можем получить поддержку даже на старт фильма, не говоря о полном финансировании. Пробовали «зайти» через государство, подавали заявку в Министерство культуры, в различные фонды. Все отказывают. Предпочитают брать проекты более известных режиссеров, которые в текущий момент, как мне кажется, не нужны народу.
Если найдутся неравнодушные люди, кому будет интересна наша история, и помогут финансово хотя бы на старт фильма, это будет большая победа. Наш фильм про патриотизм, русский народ, здоровый образ жизни, боевые искусства. Как я говорил, мы сняли несколько роликов, трейлер к фильму. Они разлетелись по Сети. Все задают вопросы, когда же будет полный фильм. Мы понимаем, что Россия его ждет, нуждается в нем. К сожалению, нас не слышат в Министерстве культуры.
Планировали фильм выпустить в этом году, начать съемки в прошлом, но вот постоянно всё переносится. В этом году будем снова подавать заявку в Министерство культуры, но уже догадываемся, какой будет ответ. Как-то задали вопрос, почему нам отказывают. «Фильм сильно патриотичный»,— получили ответ.
Съемки нужно начинать хотя бы с конца лета и выпускать в прокат к новому году. Снимать планируем в Москве и Питере, а основную часть — в Краснодарском крае, где есть и горы, и море, и солнце, и всё на свете!
Хочу сократить ребятам путь к званию чемпиона мира
— Вы же при этом планируете выступать дальше как спортсмен?
— Да, разумеется. Я действующий член сборной России. Готовлюсь выступить на Кубке мира, который должен состояться в Сербии в конце августа — начале сентября. Выступать будем, к сожалению, под нейтральным флагом. Но в любом случае это намного лучше, чем не соревноваться вовсе. Многие виды спорта в России вообще не допущены к международным стартам. Все соперники будут и так понимать, с кем бьются. Нам это еще больше придает стимула и спортивной злости, чтобы стать первыми.
— Вы также ведете работу с детьми, регулярно проводите мастер-классы.
— Да. Активно ездим по мастер-классам, посещаем школы, вузы. Работаем безвозмездно. Тренируемся, показываем приемы, общаемся, наставляем ребят на жизненный путь. В этом году несколько раз ездили в ДНР. Были в Мелитополе с депутатом Государственной Думы чемпионом мира по боксу Дмитрием Пирогом. Совсем недавно меня по рекомендации президента Федерации самбо России пригласили в Донбасс, где я провел мастер-классы в Донецке, Макеевке, Мариуполе. Дети были в восторге.
Занятия доступны для желающих любого возраста. Главное, чтобы в глазах горел огонек. Денег, повторю, не берем, хотя многие спортсмены принципиально проводят мастер-классы только платно. Считаю, что это не совсем правильно, далеко не все в нашей стране могут заплатить взнос.
Знаете, сам я вырос в маленьком поселке, тренировался в не самых хороших условиях, буквально в подвале. Если бы когда-то ко мне приехал чемпион мира по самбо и что-то показал, рассказал, то моей мотивации не было бы предела. Я пришел в самбо, когда мне было восемь, а чемпионом мира стал спустя почти двадцать лет. Это большой срок. Каждый день было по две-три тренировки. Случались же не только победы, но и поражения, травмы.
Меня с братом много тренировал отец. Условия были максимально жесткие. Подъем был в пять утра, мы плавали, бегали по горам, ходили в три секции. Из города бежали обратно в поселок, а отец ехал сзади нас на старой «Волге». Если бежали медленно, то подталкивал вперед капотом. Это было сурово. Тем не менее люди, наблюдавшие за нами со стороны, брали пример. Дошло до того, что сорок человек бежали вместе с нами! Довольно долго это проходило, но постепенно остальные не выдержали нагрузку. И так перед старой «Волгой» бегущими остались снова только мы с братом. Это тоже, кстати, будет в фильме отражено. Много таких интересных судьбоносных моментов, которые нужно показать зрителю.
Еще немаловажный момент связан с первым тренером. Со мной начинал в поселке работать Юрий Николаевич Калабашкин. Сколько я потом путешествовал по стране, много специалистов других со мной работали, но до сих пор представляю его как основного тренера. С первым тренером, считаю, нужно быть до конца. На победном чемпионате мира в Южной Корее он впервые в жизни побывал за границей. Сейчас ему 72 года, Юрий Николаевич по-прежнему мотивирован, трудится в том же зале, где и я начинал. Сам я тоже частенько помогаю, работаю с его детьми.
Часто в 28 лет в боевом самбо уже вешают перчатки на гвоздь. Но благодаря несгибаемому характеру, целеустремленности мне удалось выиграть все возможные соревнования, которые существуют в боевом самбо.
Самое интересное, что это произошло в течение одного года. Я не мог шесть лет попасть в финал чемпионата России, был то третьим, то пятым. А в 2019 году разом выиграл всё: чемпионат России, Кубок Европы, два кубка мира и чемпионат мира. То есть собрал весь комплект за год — это рекорд в боевом самбо. Поэтому всем ребятам говорю на мастер-классах: никогда не опускайте руки и идите до конца.
— Часто говорят применительно к единоборствам, что чемпионат России порой выиграть сложнее, чем чемпионат мира...
— У тяжеловесов так еще может быть, поскольку не так много в мире столь крупных людей. Конкретно в моей категории чемпионат мира было выиграть сложнее, чем Россию. На пути стояли трудные и принципиальные соперники. За три месяца до этого бился в финале чемпионата Европы с сильным украинским спортсменом. Он заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион мира. Я же был только дебютантом сборной. Мне удалось победить, и, когда посмотрел на него, понял, что что-то не так. Уже в то время сборная Украины была настроена к нам как-то негативно. Он сказал, что встретимся на чемпионате мира в Южной Корее и там он мне отомстит. Так вышло, что мы сошлись в первом же бою. Был тоже сложный поединок, и я победил во второй раз. Вообще, очень трудная сетка получилась. Дальше успешно бился с американцем, а в поединке со спортсменом из Монголии я дернул спину, и меня даже хотели снять с финала. Но сделали обезболивающий укол — и в решающей схватке я победил чемпиона мира из Туркменистана. В фильме будет отражена история, как бился с украинцем и американцем. Всё будет правдиво, вплоть до каждого диалога, которые я вел с ними.
— Вам легко общаться с детьми?
— Не скажу, что прямо легко. Энергетически сложновато проводить мастер-класс. Представьте, до двухсот человек приходит, а ты один! Попробуй всем уделить внимание. Вечером приезжаешь в другой город, а там еще сто человек ждут. У каждого свои вопросы, каждому нужно продемонстрировать прием. Нужно ведь не просто так приехать и халтуру какую-то показать: у нас тренировка идет минимум три часа, часто бывает и по четыре. Понимаю, что мой путь к званию чемпиона мира длиной двадцать лет мог быть быстрее. Может быть, мне получится кому-то из ребят его сократить.
— Наверняка вы получаете отклик от этих занятий. Есть уже результаты у ребят?
— Много положительных отзывов приходит от родителей и тренеров, что дети мотивированы, начали выигрывать первые соревнования. Например, был на днях в Керчи. Работали с детками шести — десяти лет, которые были, мягко говоря, не слишком дисциплинированными. Они в этом возрасте особо не понимают, зачем им это нужно, поэтому бегали и носились по залу. Четыре часа работали, чтобы меня услышали: игры, приемы, беседы. В итоге нашли подход к ребятам. Прочитаю вам отзыв тренера из Керчи, который он написал на следующий день: «Федор, сегодня была тренировка. Я в шоке! Все хотят быть чемпионами, пашут до седьмого пота. Вспоминают „фишки” мастер-класса, приплюсовывают себе по двадцать лет и воображают себя чемпионами мира. Твой приезд — мощнейшая мотивация для упорных тренировок, ребят как подменили. Огромное спасибо».
Очень приятные слова. А до более взрослых ребят информация, как правило, доходит еще быстрее.
Как можно поступить по-другому?
— В конце 2022 года вы получили премию как лучший спортсмен Кубани. Что это значило для вас?
— Я вырос на Кубани. После армии оказался в Санкт-Петербурге, где прожил около десяти лет. Думал, что и останусь там. Но три года назад меня пригласили обратно в Краснодар с целью развития боевого самбо в регионе. Было непросто начинать здесь всё заново. Тем более я травмировал плечо, проиграл несколько соревнований, выпал из состава сборной России. Нужно реабилитироваться. И мне удалось это сделать: выиграл несколько международных стартов и чемпионат Европы в прошлом году.
Прежде самбиста в Краснодарском крае никогда не признавали лучшим спортсменом года. Так что для меня это вдвойне приятно. Главное — не сбавлять обороты и поднимать планку выше. Ранее кубанские спортсмены не побеждали на чемпионатах Европы по боевому самбо — только по обычному. Надо бы и чемпионат мира выиграть!
— Самбо в России и Краснодарском крае развивается активно.
— Совершенно верно. Сыграло большую роль то, что президент нашей страны Владимир Путин — мастер спорта по дзюдо и самбо. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев максимально поддерживает развитие самбо, и Министерство спорта региона — тоже. Так что самбо сегодня — это модно.
— Какие у вас планы по развитию боевого самбо?
— В боевом самбо выступают с шестнадцати лет, в обычном — хоть с восьми. Это довольно жесткий вид спорта. Подправим немного правила, чтобы и с более юного возраста можно было тренироваться. Но непосредственно в сборную будут привлекаться ребята уже с шестнадцати лет. Этим летом планируется открытие зала единоборств при Министерстве спорта Краснодарского края на стадионе «Динамо», где будем набирать группы по боевому самбо и давать новый толчок этому виду спорта. Представлены там также секции спортивного самбо и дзюдо, самых перспективных ребят будем приглашать в боевое самбо. У нас есть хороший тренер по ударной подготовке. Я тоже буду контролировать процесс как старший тренер сборной Краснодарского края. И буду готовить сборную ЮФО на чемпионат России.
— Напоследок не нельзя обойти стороной еще одну тему. Если прочитать вашу биографию, можно заметить, что в ней есть несколько по-настоящему героических поступков. В частности, спасение двух девочек из-подо льда. Этот случай тоже будет в фильме?
— Да. Я тогда в Санкт-Петербурге делал пробежку по набережной. Была примерно середина весны, лед до конца еще не растаял. Я увидел, как девочки провалились. Пришлось нырнуть и вытащить их. До сих пор на кистях остались шрамы от ногтей — так они в меня сильно вцепились. К счастью, все остались живы-здоровы. Ничего героического не вижу. Как было поступить по-другому?
— Нужна ведь не только смелость, но и сноровка.
— Благо учился в военном институте. Обучали, как действовать подобной ситуации.
— Знаю, еще был случай с пожаром в Новороссийске...
— Тоже бегал по центральному стадиону города. Загорелось подтрибунное пространство: у кого-то зарядка на телефоне замкнула — он загорелся, огонь перекинулся на шкафчики, повалил сильный дым. Увидел, как дети стали выбегать. Вместе с еще одним человеком, оказавшимся рядом, мы забежали внутрь и своими силами потушили пламя. Не сделали бы этого — оно вспыхнуло бы сильнее и охватило бы трибуну. К счастью, всё закончилось благополучно.