Имя великого борца Юсупова навечно вписано в историю Южного Урала. С 1969 года, на протяжении 17 лет, Харис Юсупов являлся тренером сборных команд СССР по дзюдо и другим видам борьбы. Он стал основателем знаменитой южноуральской школы борьбы, обладателем седьмого дана по дзюдо и пятого по каратэ. За свою многолетнюю деятельность Харис Юсупов воспитал многих призеров олимпийских игр, четырех чемпионов мира, четырнадцать чемпионов Европы и мастеров спорта международного класса, более 250 мастеров спорта. При этом – Геннадий Ившин считается одним из самых ярких и любимых его учеников
Начало Пути
— Это был 1967 год. Гена Ившин пошел записываться одновременно в акробатику, бокс и самбо. У мальчишки было на удивление много энергии. Девать ее, похоже, было некуда. По характеру он был заводной, вспыльчивый, но очень отходчивый. Типичный взрывной холерик. В бокс парнягу не приняли потому, что он не смог отжаться 50 раз. Тест такой был приемный тогда. И это было ему хорошим уроком.
Пришлось довольствоваться и заниматься параллельно акробатикой и популярной в то время борьбой самбо — самообороной без оружия. Гене повезло, что в секцию самбо его приняли в спортобщество «Динамо» к самому Харису Юсупову. В понедельник, среду и пятницу он боролся. А во вторник, четверг и субботу отрабатывал сложные прыжки, кувырки и нарабатывал гибкость тела. Как потом объяснили, это было идеальное сочетание для будущего чемпиона.
А главное, пожалуй, что маленький Гена сразу же понял, что тренироваться надо больше и упорнее всех. И вот год таких занятий проходит, и в один день, не сговариваясь, назначают соревнования и по акробатике, и по самбо. И везде парню надо выступать. Что делать? Неопытный мальчишка, конечно, растерялся. И пошел советоваться к мудрому Харису Михайловичу. А тот говорит:
— Ты что, вообще не понимаешь? У тебя девушка есть?
— Нет, пока нет…
— А ты подумай: пойдете вы на танцы и будут там ее обижать… Ты что, акробатику перед хулиганами будешь показывать? Ты их в бараний рог должен свернуть, и тебя за смелость и силу будет уважать твоя девушка…
А Гене было тогда всего 14 лет. И он подумал-подумал, согласился с Юсуповым и остался в самбо. И уже через год выиграл первенство города, потом области. Невысокому, но крепкому пареньку было совсем непросто бороться за захват против рослых соперников… Но он справлялся…
Геннадий Ившин — один из самых ярких учеников Хариса Юсупова
В класс пришел гений дзюдо
Гена окончил 111-ю челябинскую восьмилетнюю школу и перешел на учебу в 120-ю.
И естественно, когда в спорте занятия уплотнились и время было расписано по минутам, начались учебно-тренировочные сборы, начались и проблемы с учебой. Надо ехать на Европу, а директор школы Вениамин Лившиц говорит ему:
— Какая еще Европа?
— Мне в Париж надо ехать…
— Какой еще Париж? Чего вы мне, юноша, мозги компостируете…
Рассказывает Леонид Лахтин, подполковник КГБ в отставке, кавалер ордена Мужества:
— Гена пришел к нам в девятый класс. Нас до этого в школе было всего два спортсмена. Петя Природин, хоккеист, и я, гимнаст, чемпион области. Норматив кандидата в мастера спорта недавно выполнил. Мы были короли. А тут подходит к нам школьный физрук Олег Максимович Ахмеджанов и говорит:
— Ну что, к вам, ребята, приходит самбист и дзюдоист.
И в те годы это было действительно нечто фантастическое… Только вышел на экраны великий фильм-боевик Акиры Куросавы «Гений дзюдо»… И слова «дзюдо», «татами», «кимоно» тогда для мальчишек звучали как заклинание. Я, честно говоря, скис. Стал ниже травы, тише воды. Думаю, ну все, конец нашему звездному авторитету в школе.
Леонид Лахтин
И тут появляется обычный паренек невысокого роста. Спокойно зашел к нам в класс. Поздоровался. Его нам представили — Геннадий Ившин. А он уже тогда был мастером спорта. По нашим понятиям, в те годы подобное знакомство вызывало особо восторженное состояние души, которое и словами-то передать было просто невозможно. Мы ждали, что он зайдет, великий, и начнет демонстрировать свою крутизну. Типа, мальчик, давай сбегай мне за водой… Но оказалось, что Гена парень компанейский. Спокойный, скромный и даже тихий. Посадили его за одну парту с моим товарищем Сергеем Шаповаловым.
Гена Ившин — чемпион Европы
Ну и началась совместная учеба. А потом мы его совсем не стали видеть. Упорные тренировки два раза в день, какие-то поездки… И вдруг сенсация — Геннадий Ившин уехал на чемпионат Европы. Во Францию, в Париж. Тогда у нас у всех состояние было близкое к обморочному. Просто ненаучная фантастика какая-то. Как будто нашего одноклассника запустили в космос. А сам-то он нам ничего не сказал. Молчун был. И скромный. А тут еще кто-то забегает в класс и статью показывает в «Челябинском рабочем»: «Чемпион Европы — Геннадий Ившин». И в классе во время шумной перемены — пауза. Тишина. Все мальчишки просто оцепенели.
А когда Гена вернулся, в школу нагрянули корреспонденты и фотографы. И это было для всех нас грандиозное событие. Мы все гордились за нашего Гену.
Начались занятия, а Ившин привез одну жевательную резинку — пластинку такую. А мы тогда ничего подобного еще не видели. Это была тоже фантастика. И физики на своих аппаратах не смогли, наверное, так поделить свои микрочастицы, как мы ровненько так поделили ее на весь наш класс. И все сидели на уроке и самозабвенно жевали свои кусочки, а учитель на нас кричал: «Опять Ившин привез жвачку!..»
Генке учиться было сложно из-за больших нагрузок в спорте. Но наша классная руководительница Валентина Павловна Илюшина относилась к нему очень благосклонно. Она отлично понимала, как ему пахать надо, чтобы вот так выйти на мировой уровень. Она и потом, когда мы уже окончили школу, говорила всегда: «Я же видела, как он старается…» И понимала, зачем ему, спортсмену мирового уровня, надо знать еще и законы физики… А директор школы Вениамин Лившиц взъелся на него: «Вот зачем нам такой ученик, которого мы целый год не видим?..» И вплоть до отчисления дело дошло…
Обидно, что в отсутствие челябинского чемпиона золото Олимпиады завоевал Эктор Родригес. Тот самый Родригес, которого Ившин просто растерзал во время товарищеской встречи РСФСР — Куба, проходившей в 1972 году у нас в Челябинске.
Ситуацию спасает Харис Юсупов
И тогда Харис Михайлович сделал очень умный ход. Во всех классах объявили, что вечером в спортзале школы состоится показательное выступление команды дзюдоистов спортобщества «Динамо». Мы побежали, постелили черные гимнастические маты и стали ждать, когда в зал придут борцы. Их было человек пять. Боря Шунькин, Валерий Федоров и Гена Ившин… Им оставили совсем немножко места, чтобы только дышать могли. А так все было забито зрителями. На шведских стенках мальчишки висели гроздьями… Атмосфера была просто феерическая. А когда все началось, наступила полная тишина, все затаили дыхание…
Борцы сначала продемонстрировали различные технические действия, показали амплитудные броски, а потом начался небольшой чемпионат. И наш Гена их всех эффектно кинул… И тогда ему под овации торжественно надевают на шею медаль за победу. А он снимает ее, подбегает к директору школы и подает Вениамину Львовичу эту самую медаль. Тогда нас это просто потрясло…
А потом Гена еще съездил в Италию и занял там второе место на турнире. Затем поехал и победил в Испании. Стал еще раз чемпионом Европы. И там он, кроме всего прочего, принял участие в корриде. В испанской газете была его фотография на арене с разъяренным быком…
Позже мы узнали, что федерация дзюдо в Челябинске образовалась в 1972 году, и все самбисты ушли в дзюдо, потому что это был олимпийский вид спорта, и Харис Юсупов сказал своим ученикам, что им надо завоевывать олимпийские медали. И Ившин в те годы не сомневался, что непременно их завоюет. Впереди был адский труд. И только одно — пахать, пахать и еще раз пахать в борцовском зале…
Рассказывает Александр Миллер, главный тренер дзюдо Челябинской области:
— Я Гену увидел, когда мы вместе поступали в институт физкультуры. И на тот период это уже был метеор. Он именно как метеор ворвался в наше отечественное дзюдо. И стал, скажу без ложной скромности, первой звездой. Потому что Ившин был непревзойденный боец.
Как-то борцовский зал закрылся на каникулы, а он все лето залезал ежедневно в динамовский зал и упорно тренировался… И осенью, когда возобновили тренировки, началось такое… Все летели, и никто стоять против Ившина не мог.
Александр Миллер
Гена временами напоминал мне молотилку. Все, что попадалось ему под руку, он все перемалывал. И что самое главное, чего сейчас просто нету — ему не надо было денег… Он получал удовольствие от того, что всех бросает. Реализует свой талант и неуемный темперамент. Талант у парня был. Одареннейший. И все тогда поняли: пришел Новый Человек. Звезда мирового дзюдо. И это преображение произошло на моих глазах, в течение полугода. Ившин просто вспарил. Взлетел над всеми нами. И все тогда начали им гордиться. Помню, когда на первом курсе института 18-летний Геннадий Ившин стал призером Спартакиады, где были представлены все гранды отечественного дзюдо. Какой это был фурор…