Аргументы Недели Нижний Новгород → Спорт № 5(800) 9–15 февраля 13+

Нижегородский конькобежец Сергей Трофимов о состоянии после олимпийского забега: «Полчаса провел в космосе»

, 07:39

Одним из самых драматичных моментов Олимпийских игр-2022 точно станет забег конькобежцев на 5000 м. Нижегородец Сергей Трофимов преодолел дистанцию за 6 минут 10,27 секунды и вплоть до последних мгновений гонки претендовал на бронзовую награду.

Но блистательное выступление шведа Нильса ван дер Пула перетасовало весь медальный расклад. Скандинав оказался первым, голландец Патрик Руст взял серебро, а бронза досталась норвежцу Халльгейру Энгебротену. Сергей Трофимов в итоговом протоколе занял самое обидное – четвертое место, уступив Энгебротену 0,39 секунды.

В интервью «Аргументам недели» нижегородец признался, что когда досматривал гонку, пережил самые странные минуты в своей жизни. Но в отчаяние не в пал.

 

«Мне не хватало тренера»

– Сейчас, когда эмоции улеглись, скажи: стоит ли поздравлять тебя с четвертым местом в гонке на 5000 м?

– Думаю, все-таки не стоит. Секунды я показал хорошие, а вот результатом недоволен. Прошли сутки, и теперь я точно понял, что четвертое место – самое обидное (улыбается).

– Так вышло, что твой итоговый результат зависел от соперников. Глядя, как дистанцию бегут Патрик Руст и Нильс ван дер Пул, подсознательно желал голландцу и шведу ошибки?

– Нет, не желал, конечно. Просто смотрел и созидал. Причем забег Нильса мы смотрели, сидя рядом с Патриком Рустом. Никакой ненависти к соперникам у меня не возникает. Я отлично понимаю, насколько это сильные спортсмены. Но своим результатом я показал, в том числе и им, что на меня тоже надо обращать внимание.

– Давая интервью сразу после своего забега, ты сказал, что твой главный соперник – ты сам. Так кому ты проиграл: норвежцу Халльгейру Энгебротену, с которым соревновался в паре, или секундомеру?

– Проанализировав гонку, я точно могу сказать, что проиграл Энгебротену тактически. Он меня перехитрил. Ему по ходу дистанции очень хорошо подсказывали, что надо делать. А мне очень сильно не хватало моего тренера Юрия Беляева, который в Пекин не приехал. У нас по ходу этого сезона – на чемпионате России и на мемориале Шавырина – были моменты, когда Юрий Дмитриевич начинал вести меня тактически. Тренер в такие моменты становится джойстиком, который управляет спортсменом. Вот этого мне в олимпийской гонке и не хватило.

– Почему Юрий Беляев не поехал на Олимпийские игры?

– Честно скажу: не знаю, почему ему не выдали квоту на поездку в Пекин. На этапах Кубка мира и чемпионат Европы он в этом сезоне тоже не ездит. Что за критерии, по которым в Союзе конькобежцев России определяют, каких тренеров стоит отправлять на старт, а каких – нет, я не имею представления. В публичном доступе этой информации не найти.

– Как у тебя складывается общение с тренерами, с которыми ты работаешь здесь?

– На дистанции меня вел Сергей Грязцов (во время спортивной карьеры выступал двойным зачетом за Московскую и Нижегородскую области. – Прим. авт.). Он сказал, что я показал отличный результат. Дмитрий Дорофеев (знаменосец сборной России на Олимпиаде 2006. – Прим. авт.) подходил поздравить меня. Было очень приятно.

– А с Виктором Сивковым, который, как я понимаю, будет определять состав сборной России в командной гонке преследования, вы говорили?

– Нет, с ним мы после забега на 5000 м не общались.

– Опасаешься, что можешь не оказаться в числе тех, кто побежит командную гонку?

– Командная гонка состоит из трех этапов: четвертьфинал, полуфинал и финал. В заявку входят четыре спортсмена, каждый из которых принимает участие в забеге. Отбежать гонку втроем просто невозможно – по крайней мере, я такого еще не видел. Так что, думаю, в командную гонку меня включат (улыбается).

 

«Помогли психолог и велосипед»

– Ты был спокоен, когда давал интервью сразу после гонки. Твой голос звучит спокойно и сейчас. В какой-то момент нервы сдавали?

– Когда я уже отбегал и сел на трибуны досматривать гонку, со мной началось что-то странное. Я даже не знаю, как это описать. И радость, и горе – весь букет чувств, которые может испытывать человек. Такое только спорт может подарить. Я даже не могу сказать, было мне в тот момент плохо физически или я все это просто представлял. Эти полчаса жизни я словно провел в космосе.

– Что помогло «вернуться на Землю»?

– Я созвонился с Дашей (Дарья Бескровных – любимая девушка Сергея Трофимова, член сборной Нижегородской области по конькобежному спорту. – Прим. авт.). Созвонился со своим тренером Юрием Беляевым. А когда вернулся со стадиона в Олимпийскую деревню, пошел к нашему психологу Жанне Симак. Я никогда раньше не испытывал таких чувств. Единственный человек в Олимпийской деревне, который мог бы привести меня в порядок, была именно Жанна.

– О чем говорили?

– Я просто рассказывал, что со мной творилось. А она сказала: «Ты очень круто пробежал, это огромный опыт». И это не просто слова мудрой женщины, которая говорит то, что хочет слышать мужчина. Жанна Симак давно работает с конькобежцами и понимает, что происходит на дорожке.

– Перезагрузиться получилось?

– Вечером после гонки все равно было ощущение усталости и физической, и моральной. А утром я после завтрака сходил на велопробежку, часик покатался и понял, что мыслями я уже не на забеге.

 

«Передразнил ван дер Пула»

– На Олимпиаде тебе снова предстоит встретиться с соперниками, которым ты уступил на 5000 м. Это серьезная нагрузка на нервную систему?

– Мы ведь с ним и весь сезон на Кубке мира соревнуемся. И с тем же Рустом мы в очень хороших отношениях. С ван дер Пулом тоже отлично общаемся. У нас с ним в этом году был забавный случай. На этапе Кубка мира в Калгари я на тренировке стал копировать манеру бега шведа – у него очень специфические движения. Он сидел в первом ряду, естественно, заметил это и подбежал ко мне подсказать, как правильно нужно делать. Потом мы от души над этим посмеялись.

– Даша Бескровных рассказывала, что после гонки на 5000 м ты получил огромное количество сообщений со словами поддержки. Ты сам удивлен, что у тебя столько болельщиков?

– Меня удивило, что мне написали люди, от которых я этого совсем не ожидал. Например, под моим фото в инстаграме комментарии оставил Иван Бузанов. Это бизнесмен (вице-президент буровой компании «Евразия». – Прим. авт.), который занимается любительским триатлоном. Мы с ним когда-то познакомились на Мальорке, на сборах. Меня удивило, что мне написал человек, с которым мы виделись-то, наверное, один раз в жизни.

Вообще, находясь в Пекине, я чувствую поддержку очень многих людей. И это просто здорово!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram