Это первый случай в истории отечественной высшей лиги, когда в ней одновременно работает столько специалистов из одной страны. Весеннюю часть сезона-2021/22 сразу три клуба РПЛ – «Динамо», «Локомотив» и «Краснодар» – начнут под руководством немецких тренеров.
Владелец «Краснодара» Сергей Галицкий этой зимой дважды всех удивил. 5 января клуб объявил об увольнении Виктора Гончаренко. Новость грянула как гром среди ясного неба – разрыва ничто не предвещало. А о том, что это именно разрыв, говорил сам тон официального сообщения. Никаких принятых в таких случаях благодарностей за работу и пожеланий успеха – всё предельно сухо: «Руководство ФК «Краснодар» приняло решение отправить в отставку…»
Восемь дней спустя место занял 45-летний немец Даниэль Фарке. И это показалось не менее неожиданным. Потому что в своё время Галицкий говорил: «Мы потеряли национальную идентификацию. Я не хочу Тухелей или других иностранцев» (Томас Тухель, напомним, – наставник лондонского «Челси»). Что побудило изменить позицию? По словам Галицкого, то, что для него стиль игры важнее результата, а среди российских тренеров никого, кто мог бы такой стиль обеспечить, он не нашёл.
Известно, что владелец «Краснодара» – приверженец атакующей, комбинационной игры, чуждой прагматизму, которым грешит российский футбол. О стиле Фарке выводы будем делать, когда увидим плоды его работы, но с атакой у немцев вообще-то всё в порядке: по результативности чемпионат Германии превосходит любую из ведущих европейских лиг, включая столь зрелищную английскую.
В бундеслиге, правда, Фарке работать не доводилось: на родине он тренировал только заштатный «Липпштадт», подняв его из 6-го в 4-й дивизион, да дубль дортмундской «Боруссии». Единственный профессиональный клуб в карьере – «Норвич», который он дважды выводил в английскую премьер-лигу. Кстати, в сезоне-2018/19 – с великолепным голевым показателем: 93 мяча в 46 матчах! В прошлом сезоне он был признан лучшим тренером Чемпионшипа (аналог нашей ФНЛ). Но на высшем уровне оба раза его команду ждала катастрофа. Сезон-2019/20 она закончила последней, нынешний начала с 6 поражений. Оставил её Фарке вновь на последнем месте – по иронии судьбы, после 11-го тура, в котором «Норвич» одержал первую победу в чемпионате (над «Брентфордом» – 2:1). Добавим, что в АПЛ он успел установить исторический антирекорд – 16 проигрышей подряд.
Всё это, разумеется, не говорит о том, что у него ничего не получится в России. Чемпионшип – турнир очень непростой, выиграть его, да ещё дважды, – большое достижение. А АПЛ – совсем другой уровень, в ней правят бал монстры с многомиллионными бюджетами и звёздными составами. Там обламывали зубы и более опытные и именитые, чем Фарке.
Ни о чём не говорит и то, что новый наставник «Краснодара» у нас до сих пор был практически не известен. Многие ли слышали о Доменико Тедеско, Сандро Шварце или Маркусе Гисдоле, пока они не приехали в Россию? Времена, когда здесь было Эльдорадо для фигур вроде Дика Адвоката, Гуса Хиддинка или Лучано Спаллетти, прошли. Да и не даёт громкое имя никаких гарантий – многого ли у нас добились Роберто Манчини или Мирча Луческу?
Фарке – пятый немец в нашей высшей лиге: помимо упомянутых был когда-то ещё Юрген Рёбер в «Сатурне», сработавший там крайне неудачно. Но в целом немецкая тренерская школа – это марка: успеха не гарантирует, но достаточно высокую профессиональную планку – несомненно. К подготовке кадров в Германии относятся столь же обстоятельно, как ко всему, и тренерскую лицензию абы кому не выдают. Земляки Фарке трудятся в Швейцарии и Нидерландах, Бельгии и Австрии, а в той же АПЛ их сейчас четверо. Последние три Лиги чемпионов выиграли команды, во главе которых стояли немцы: «Ливерпуль» Юргена Клоппа, «Бавария» Ханса-Дитера Флика и «Челси» Тухеля.
В истории российского чемпионата главных тренеров из дальнего зарубежья (без бывших союзных республик) наберётся чуть больше четырёх десятков. Это если не считать таких, как испанец Рианчо («Спартак»), чех Боровичка («Зенит»), англичанин Эшуорт («Ростов»), временно замещавших вакансии, или испанца Муньоса, который был уволен из «Терека», так и не сыграв ни одного матча. Больше всего среди них немцев и итальянцев – по 5, четверо португальцев, по трое – хорватов, голландцев, румын, испанцев. След гости оставили разный. Массимо Карреру спартаковские болельщики не забудут никогда, в Петербурге хранят добрую память об Адвокате и Спаллетти. Своими стали в России черногорец Божович и словак Вайсс. А вот многим ли запомнились серб Буняк, израильтянин Шум или хорват Вулич? И стоило ли тратиться на былых звёзд вроде Гуллита («Терек»), Лаудрупа («Спартак») или Зико (ЦСКА)?
Сейчас в РПЛ 11 тренеров с паспортами РФ и 5 «варягов». Вполне сопоставимо с тем, что наблюдается в ведущих европейских лигах. Исключение – АПЛ, где британцы в меньшинстве (8 против 12), и Португалия, где, наоборот, на 17 местных приходится всего один приезжий.
В принципе же в век глобализации что в футболе, что в других областях паспорт значит всё меньше, а профессиональные качества – всё больше. И если Галицкий действительно не увидел на отечественном рынке никого, кто отвечал бы его стилевым предпочтениям, и обратился к рынку международному, то ничего предосудительного в этом нет. Не считает же зазорным Microsoft пригласить программиста из России или Индии, если в Кремниевой долине специалиста нужного профиля не нашлось. Так ли уж важно болельщикам «Краснодара», «Динамо» или «Спартака», на каком языке говорит их тренер, если команда побеждает? И какая разница владельцам клубов, кому платить за результат? Ну или за стиль, если речь о Сергее Галицком.