Зарождение американского футбола в СССР берет начало со второй половины 80-х годов, когда в Озерске у работника завода № 22 ПО «Маяк», Александра Ковригина, а по совместительству общественного инструктора, тренировавшего хоккейную команду «Смена», родилась мысль: развивать американский футбол.
Считается, что Ковригин во время службы в морской пехоте выезжал за границу, по разговорам, даже был на Кубе и во Вьетнаме и там наблюдал, как играли американцы. По возможности играл с ними, общался, интересовался правилами. И в закрытом городе собрал на своем энтузиазме дворовых мальчишек и создал команду «Федералы». На шлемах у них был наклеен знак атомной опасности. Снаряжение — прежде всего мотоциклетные шлемы. Сами варили маски из арматуры, играли в хоккейных нагрудниках. Правила изучали по каким-то переводным брошюрам. Во всю импровизировали, конечно. Одновременно с этим в Москве в 1987 году была создана команда «Медведи». И вскоре состоялась первая игра меду ними.
Челябинцу Вадиму Овсянникову 47 лет, из них семь он играет в американский футбол — контактный вид спорта, самый популярный в США и все еще мало кому известный в России.
А начиналось все вот как: в 2014 году он пришел на работу в новую организацию заместителем по правовым вопросам, а коммерческий директор, как выяснилось, по вечерам играл в американский футбол. И вскоре он пригласил своего коллегу, крепкого и крупного мужчину, присоединиться к нему. Овсянников, имевший в то время самое приблизительное представление об этой жесткой игре, волнуясь, пришел на свою первую тренировку, и получилось так, что уже через месяц он играл в своей первой товарищеской игре.
Со временем Вадим понял, что это, наверное, самый умный из всех игровых видов спорта. И к тому же очень разносторонний. Правда, он еще и достаточно травмоопасный и энергозатратный. Уже на первой своей тренировке, практически еще бесконтактной, он ухитрился повредить голеностопный сустав при выполнении не самых сложных подводящих упражнений.
На новичка тогда посмотрели оценивающе. Можно сказать антропометрически. Будущий игрок в футбол весил тогда 113 килограмм. И это во многом была, конечно, не мышечная масса. А крупных и рыхлых парней в американском футболе обычно определяют в линию атаки. Их задача — защищать квотербека — разыгрывающего распасовщика, который является своеобразным мозгом команды. Вадим должен был быть его крепким черепом в составе еще пяти человек, которые создают для распасовщика так называемый защитный конверт.
Квотербек — еще и тот человек, который вводит мяч в игру. Принимает решения. Считается, что это самый важный игрок команды. Обычно именно он получает от тренера на бровке указания на порядок разыгрываемых комбинаций и затем передает их команде. Его защитники должны создавать ему проход в обороне противника: раздвигать ее физически, работать руками. Удары, правда, запрещены. Но можно и нужно проводить захваты, удержания, ставить блоки… Уже на первых тренировках Вадим Овсянников понял, что это все, действительно, безумно интересно: «Я с изумлением смотрел на работу других, более опытных игроков команды. Как они самоотверженно боролись за территорию…»
В первый день все началось с демонстрации и обучения правильной стойке. Обязательна низкая посадка, потому что чем ниже центр тяжести, тем ты имеешь большее преимущество перед летящим на тебя противником. У линейных игроков вся игра — это единоборство, по существу. И соперник у каждого может быть не один.
На первой тренировке Вадим отрабатывал базовые движения линейного атакующего игрока. В американском футболе розыгрыш мяча происходит примерно каждые 15 секунд. И в момент перед розыгрышем команды принимают статическое положение. Затем тщательно отрабатывают специфические боевые передвижения: шаги вперед, шаги назад, шаги вбок…
Овсянникову объяснили, что он теперь лонг снэппер, то есть игрок, выступающий в спецкоманде на позиции центра нападения. Его цель — точно отбросить мяч назад холдеру или пантеру. Последующие годы Вадим играл именно в этой игровой специализации. Он должен был точно бросать веретенообразный мяч в мишень.
Ядро команды тогда составляли игроки существовавшей до этого в Челябинске команды «Южноуральские скауты». И называлась команда — «Танки». В честь легендарного Танкограда, естественно. Пару лет, как проект «Танки» приостановлен, а все его игроки вернулись в команду «скаутов». Сегодняшние игроки помнят и гордятся тем, что их предшественники несколько лет назад смогли стать серебряными призерами чемпионата России.
В команде все держится на энтузиазме. Это по-настоящему любительский спорт. Основные качества игрока: атлетизм, бесстрашие и для футболистов ряда позиций — высокий интеллект. Потому что принятие ответственных решений по ходу игры должно быть моментальным и правильным.
В начале битвы нужно ввести мяч в игру точным броском. Тут очень важна техника. Затем создать блокирующее действие в отношении игрока команды соперника, который пытается прорваться через лонг снэппера к игроку, которому он мяч отбросил. Остановить его нужно любой ценой.
В команде челябинских «скаутов» средний возраст игроков 23 года. Вадим Овсянников среди них, наверное, не очень быстрый игрок. Не самый координированный. Здесь на том относительно невысоком уровне, на котором пока играют челябинские футболисты, есть место для любого человека.
Американский футбол — игра не только необычайно мужественная, но и очень демократическая. И на мастерском уровне в командах есть маленькие, но юркие игроки — «пробивные»: невысокого роста, компактные, хорошо бегающие с мячом. Есть работа и для «мотылей» — высоких парней легкоатлетического сложения. Принимающие — это зачастую ребята баскетбольного сложения, которые высоко прыгают и мяч принимают. Востребованы и могучие парни — линейные.