Зимняя пауза в футбольном сезоне – время приобретений и расставаний. Дозаявки игроков ещё впереди, зато перемен в управленческом звене российских клубов этой зимой на редкость много.
«Спартак». Два уволенных гендира за год
Это многовато даже для Леонида Федуна. Хотя почему применительно к «Спартаку» упоминается только эта фамилия? Федуна принято называть владельцем клуба, но это верно только на треть. Есть ещё Вагит Алекперов и третий акционер, чьё имя почему-то окутано тайной: им-то что, безразлично, что происходит с их собственностью?
Как бы то ни было, пока нам не известно обратное, будем считать, что решает в «Спартаке» Федун – сам или по чьей-то подсказке (в последнее время чаще всего говорят о его супруге Зареме Салиховой). В минувшем году важных кадровых решений состоялось два. Сначала на посту генерального директора Томаса Цорна сменил Шамиль Газизов. А 153 дня спустя должности лишился и он.
Сомнительными сделками или скандальными поступками Газизов вроде бы провиниться не успел. Пусть пришедшие при нём Кокорин, Урунов и Мозес «Спартак» не усилили, но ведь и потрачено на них было каких-то полтора миллиона евро – семечки по сравнению с расходами времён того же Цорна.
Камнем преткновения стало, по-видимому, назначение на пост спортивного директора Дмитрия Попова. В «Уфе» Газизов привык распоряжаться всем – а тут часть полномочий, и едва ли не самую существенную, трансферную, у него решили отнять. Попытался возражать – поставили на место:
– Сказали, что так будет, и всё. Владелец имеет право, – поведал он позже. И пояснил, почему ушёл: – На мой взгляд, генеральный менеджер отвечает за всё и несёт за всё личную ответственность. А я понял, что превращаюсь в обычного клерка…
Теперь человека, «отвечающего за всё», в «Спартаке» нет. Трансферные вопросы – на Попове, административные – на управляющем директоре Евгении Мележикове, который до этого ведал в клубе вопросами безопасности, а ещё раньше – ими же, а также газоном, заведовал в «Локомотиве».
Тем временем стало известно о том, что Алекперов намерен существенно увеличить инвестиции в «Спартак». А присмотрит за этими деньгами, очевидно, его сын Юсуф, введённый в совет директоров клуба. Похоже, глава ЛУКОЙЛа решил поплотнее заняться футбольным проектом, который прочно ассоциируется с его корпорацией и в котором никак не удаётся навести порядок Федуну и его управленцам.
«Локомотив». Праздник в Черкизове
Вечером 24 декабря перед стадионом «Локомотив» запылала пиротехника. Фанаты праздновали уход ненавистных им фигур – председателя совета директоров Анатолия Мещерякова и генерального директора Василия Кикнадзе. Главным их преступлением в глазах торсиды стало увольнение Юрия Сёмина, с именем которого связаны все успехи команды за четверть века (3 чемпионства, 6 Кубков и 3 Суперкубка России) и её превращение в одного из лидеров российского футбола.
Время Палыча прошло, считали Кикнадзе с Мещеряковым. И возможно, отчасти были правы. Современный клуб – целая корпорация, времена тренеров, которые по многу лет рулили всем – таких как Романцев, Бердыев, Фергюсон, Венгер – действительно уходят. Но то, как поспешно расстались с легендой «Локо», наводило на мысли о том, что дело здесь не в заботе о будущем клуба. Обещанной молодой, атакующей и побеждающей команды никто так и не увидел, а конфликт боссов с болельщиками перерос в открытую стадию.
Место Кикнадзе занял Владимир Леонченко – известный в прошлом футболист, агент и профсоюзный деятель. Место Мещерякова – замгенерального директора РЖД Александр Плутник. Торсида обоих встретила сдержанно: Леонченко, хотя и мелькнул когда-то в «Локомотиве», дольше и успешнее всего выступал за «Торпедо», а в глазах болельщиков «Локо» это пятно на всю жизнь. Плутник же до последнего времени входил в совет директоров ЦСКА. Так что хотя фанатам они и милее предшественников, стать из чужаков своими им будет непросто.
«Динамо», «Тамбов», ЦСКА…
Аппаратные перестановки в «Спартаке» и «Локомотиве» – самые резонансные, но не единственные. Новый гендир в «Динамо» – как и в случае с «Локо», пришедший из чужого лагеря. Это Павел Пивоваров, в прошлом исполнительный директор «Зенита». Сменил он Юрия Белкина, а тот теперь президент. Пивоварова называют грамотным менеджером европейского плана с большими международными связями. Возможно, они пригодятся бело-голубым, если те вернутся наконец на ведущие позиции в российском футболе. Чего много лет тщетно добивалась череда самых разных управленцев.
Новый президент в «Тамбове»: клуб, балансирующий на грани исчезновения, возглавил Валерий Оганесян. Приход человека, известного по работе в московском и ереванском «Араратах», тамбовчан обнадёжил как шанс, что следом придут спасительные деньги: кто же согласится на такую должность только чтобы подписать бумаги о банкротстве?
Кадровые перемены происходят и в ЦСКА – пока на тренерских позициях, но могут коснуться и управленческих. Уволены Сергей Овчинников и Виктор Онопко, отработавшие помощниками главного тренера соответственно 6 и 11 лет. Покинул клуб Евгений Варламов, 12 лет готовивший армейскую смену. Упорно ходят слухи об уходе заместителя гендира Алексея Березуцкого и главы селекционной службы Андрея Мовсесьяна… Кто прав, кто виноват – со временем выяснится, хотя уже сейчас ясно, что с Онопко и Овчинниковым расстались не очень красиво. И что ЦСКА всё это на пользу не пойдёт: армейский клуб, в отличие от многих, подобных историй долгие годы избегал. Теперь аппаратные игры не обошли и его.