В дзюдо его можно называть кем угодно: чемпион, легенда, патриарх. Не ошибемся! Золото и серебро Олимпиад, а всего их было четыре. Два серебра чемпионатов мира, полный набор медалей чемпионатов Европы. Российский вояж только добавил ярких красок в его спортивную биографию. Сборная России на олимпиадах в Лондоне и Рио-де-Жанейро взяла восемь медалей, из них больше половины золотые. Для России он стал своим: орден Дружбы, звание заслуженного тренера и российское гражданство… Наш знаменитый собеседник — главный тренер сборной России по дзюдо Эцио Гамба.
— 135 лет дзюдо шагает по планете. Международная федерация насчитывает 189 стран-участников. Как вы думаете, Дзигоро Кано, когда создавал свое детище Кодокан как своего рода международный университет дзюдо, мог предвидеть такой триумф?
— Не думаю, что он мог предвидеть триумф дзюдо. Но то, что он был уверен в своих идеях, прямо иногда до крайностей — это могу уже точно утверждать. Он был гений, предвидел время. Это без всякого сомнения.
— Ваше восхождение на Олимп случилось в Москве. Здесь же вы стали у руля российской сборной. В этом есть что-то символическое?
— Я не слишком верю в совпадения, предвидения. Скорее всего, это от того, что ты делаешь, чем занимаешься. Первый раз я был в России в 1971 году в Киеве — тренировался. И мне тогда казалось все не таким, как сейчас. Страна была иная — Советский Союз. В 1980 году я стал олимпийским чемпионом в Москве, и страна стала для меня совсем другой. Я полюбил Москву! В те годы я даже и предположить не мог, что буду жить и работать в Москве.
— А в 2008 году каким образом российская сборная нашла вас?
— Я в то время работал главным тренером в олимпийском Африканском объединённом центре дзюдо. За год до олимпиады в Пекине меня пригласили поработать. На олимпийских играх мои ученики завоевали 3 медали. Тогда же состоялась моя встреча с вице-президентом федерации дзюдо России Сергеем Соловейчиком. Он был удивлен, каким образом за один год мы достигли таких результатов. Потом мы много общались по телефону. Я готовился уже начать работу второго олимпийского цикла в Африканском центре, когда получил приглашение из России. И наш президент Владимир Путин одобрил мою программу подготовки, поверил в нее.
— Родоначальником дзюдо в России был Василий Ощепков, хотя он тоже прошел школу Кодокан. Можно сказать, у нас в России свой «мягкий путь» развития дзюдо или мы идем по пути великого мастера Кано?
— Мы идем своим путем. Но наша дорога включает в себя совокупность восточных и российских традиций. Плюс моя методика тренировочного процесса.
— С чем связан ваш приезд в Иркутск?
— С 2009 года бываю на всех первенствах и крупных соревнованиях. Это же молодежь. У меня замечательная команда тренеров. Смотрим, проводим семинары, мастер-классы. Вполне возможно, что на олимпийский цикл 2024 года кто-то из молодежи сможет попасть в сборную. А вот семинары для тренеров оставляют желать лучшего. Очень мало тренеров. В Европе, где я долгое время работал, на такие семинары приезжают тысячи участников, а здесь всего несколько десятков. А это напрямую связано с развитием дзюдо.
— Ваш сын Джакомо тоже ведь занимается дзюдо. Как оцениваете его шансы?
— Он пока в юниорах. Если будет и дальше заниматься серьезно и ему улыбнется удача, думаю, на 2024 год у него есть шансы. Это мое мнение. Как тренера…
— Вы тренер, спортивный менеджер, психолог. Как в одном человеке все это совмещается?
— Я ведь сам как спортсмен был на четырех Олимпиадах и на шести или семи, уже не помню, как тренер. Это моя естественная жизнь. Тридцать-сорок раз я уже все пережил, все эмоции пропустил через себя. Сейчас все анализирую и лучшее отдаю.
— На Байкале загадывают желание…
— Хочу продолжать делать то, что я умею и хочу делать. Быть тренером…