Один из самых обсуждаемых сейчас вопросов в российском футболе – расширение премьер-лиги с 16 до 18 команд. Чего больше в этой идее – плюсов или минусов?
ТЕМА всплывала и раньше, но тут как-то внезапно перешла из теоретической плоскости в практическую. Причины? Президент РПЛ Сергей Прядкин на собрании по окончании сезона-2018/19 туманно упомянул о некоем «поручении». Чьё оно, не уточнил, но, видимо, источник был достаточно серьёзный: вопрос, даже не стоявший поначалу в повестке дня собрания, вдруг оказался едва ли не центральным. В памяти живо всплыла пресловутая формула «есть мнение, что…»
– Это была инициатива владельцев ряда клубов, – сообщил президент РФС Александр Дюков. И дал понять, что их идею разделяет: – Меня беспокоит, что некоторые наши клубы проводят по 31–32 официальные игры. Это мало.
Сторонники расширения – в частности, президент ЦСКА Евгений Гинер (который и поднял вопрос на исполкоме РФС, откуда тот был спущен в РПЛ) – ссылаются на ведущие европейские лиги. Команд там больше, играют они чаще, и это, мол, благотворно сказывается и на их форме, и на футбольном бизнесе.
Противники отвечают, что в стране, где с ноября по март зима, удлинять календарь некуда, а от того, что футболистам придётся лишний раз месить грязь со снегом, лучше ни им, ни бизнесу не станет. А главное – в премьер-лиге и при нынешних-то 16 клубах каждый год кто-то идёт на дно из-за финансовых проблем.
– Экономическая глупость, – оценил предложение владелец «Спартака» Леонид Федун.
Почётный президент РФС Вячеслав Колосков выразился ещё жёстче:
– Зачем плодить нищету?
Энтузиазма идея не встретила ни у министра спорта Павла Колобкова, ни у бывшего президента РФС Виталия Мутко. Да и представители вроде бы поддержавших её клубов, включая тот же ЦСКА, отзываются о ней с оговорками. «Сейчас есть проблемы и с 16 командами», – признал генеральный директор армейцев Роман Бабаев.
Откуда возьмутся деньги на 18 или 20 клубов, если их не хватает на 16? Бывший тренер, а ныне депутат Госдумы Валерий Газзаев предлагает поступить просто: повысить стоимость телеправ на показ матчей РПЛ в 40 раз. Почему именно в 40, а скажем, не в 30 или сразу в 100, неизвестно. Как и то, с какой стати телевидение станет раскошеливаться на продукт, который и при нынешних расценках ажиотажного спроса, мягко говоря, не вызывает.
Впрочем, маниловские проекты можно оставить за скобками. Известный тренер Александр Тарханов в недавнем интервью «АН» заметил, что 18 клубов в РПЛ – идея хорошая, но если все они будут частными, а их финансовая деятельность – разумной. Это звучит более рационально. Но, к сожалению, не в реалиях сегодняшнего дня. Если завтрашний окажется другим, к вопросу можно будет вернуться. Послезавтра.