> 11-кратная чемпионка мира по самбо Ирина Родина: «Для многих схватка со мной была как последний бой» - Аргументы Недели

//Спорт 13+

11-кратная чемпионка мира по самбо Ирина Родина: «Для многих схватка со мной была как последний бой»

29 мая 2019, 14:23 [«Аргументы Недели», Валерия ШАВЕЛЬЕВА ]

Многократная чемпионка мира по самбо и чемпионка Европы по дзюдо Ирина Родина пришла в борьбу тринадцатилетней девчонкой – из любопытства. Поначалу про тренировки даже приходилось скрывать от родителей. Пока не доказала всем, что ее увлечение – это серьезно.

«Аргументы Недели» поговорили с 11-кратной чемпионкой мира по самбо, участницей Олимпийских игр в Сиднее по дзюдо о том, почему она никогда не хотела побеждать любой ценой, и что чувствовала, получая очередную медаль.

– В детстве вы занимались разными видами спорта: баскетбол, велоспорт, легкая атлетика... Почему остановили выбор на борьбе?

– Почти все девочки в нашем районе из любопытства пробовали заниматься борьбой. Конечно, остались в дзюдо немногие, но у меня были причины продолжать. Я была крупной девочкой: когда приходила в другие секции, казалось, что тренеры не выгоняют меня только из сочувствия. Волейболом или баскетболом заниматься было тяжело, да мне и не очень нравилось. Когда я пришла на дзюдо, тренер проявил ко мне интерес, все-таки я девочка, еще и в тяжелой весовой категории. Это встречалось редко. В общем, мы с ним нашли общий язык, он в меня поверил и, как оказалось, не зря.

– Как родители отнеслись к тому, что вы занялись борьбой?

– Они были шокированы. Представьте, доченька, которую вы лелеете и воспитываете «по-девчачьи», пошла на борьбу. Этот вид спорта тогда считался мужским, поэтому родители однозначно были против. Открыто они, конечно, не запрещали, нокогда я говорила, что иду на тренировку, сразу находили для меня кучу неотложных дел. Смешно сейчас это вспоминать, но вот так пытались уберечь. Было время, когда я прикрывалась тем, что иду гулять с одноклассниками, а сама ходила на тренировки.

И на первые соревнования в Брянск тоже поехала тайком. Родители тогда уже развелись, и я сказала маме, что буду у папы, а папе – что у мамы. Где я была на самом деле, они узнали только после соревнований. Вернулась с бронзовой медалью, и после этого семья смирилась. Мое третье место стало для них своеобразной гарантией того, что я занимаюсь не зря.

– Вы успешно выступали в Туле, но в конце 90-х переехали в Пермь. Почему?

– В нашем городе спортивные организации плохо финансировали. Мы не могли даже выезжать на соревнования, перспектив становилось все меньше. Решение о переезде приняла вместе с моим первым тренером Владимиром Александровичем Лювунхаем. В Перми спорт развивали, а главное, на базе «Динамо» были люди, с которыми можно было плодотворно работать. В Туле занятия проходили в Политехе, где по совместительству работал тренер, а там почти все ребята занимались по принципу: записан в секцию, получаешь «автомат» по физкультуре. Сами понимаете, что о здоровой конкуренции речи быть не могло, а я хотела развиваться. Тем более, с 1997 года я выступала сразу по двум видам спорта — дзюдо и самбо.

– А когда вы вошли в состав сборной?

– В сборную страны по дзюдо я отобралась еще по юниорам в 1990 году, в 2000-м стала участницей Олимпийских игр. Но я, наверное, отличаюсь от многих спортсменов тем, что у меня никогда не было цели набрать очки, получить звание, победить любой ценой. Счастливой меня делали тренировки и соревнования. Я просто занималась тем, что люблю.

– Вы становились чемпионкой мира по самбо 11 раз. Какие чувства испытывали?

– После каждого золота я радовалась примерно неделю. Дальше приходило понимание того, что работать нужно будет еще больше. С каждым годом появляются молодые перспективные спортсменки, они знают тебя, тренируются «под тебя». Нескромно, но я знала, что для многих схватка со мной была как последний бой. Поэтому, даже несмотря на большой опыт, каждая встреча была по-своему сложная.

– Когда вы решили завершить карьеру?

– В 2004 году я закончила выступать по дзюдо, по большей части из-за разногласий с главным тренером женской сборной, и полностью переключилась на самбо. Последний раз участие в соревнованиях приняла в 40 лет. Если честно, в последние годы я боролась просто потому, что кроме этого ничего не умею. Когда ты всю жизнь занимаешься одним делом, бросить его или начать что-то новое с нуля очень сложно. Конечно, вполсилы я не занималась, но годы брали свое, здоровье ухудшалось. В 2013 году мне предложили стать старшим тренером сборной России по дзюдо, и я завершила спортивную карьеру. Мне доверили девушек до 18 лет. Мы готовим юных спортсменок к международным стартам, первенствам Европы и мира, юношеским Олимпийским играм. Я рада, что не побоялась и согласилась на это. Сделала для себя огромный шаг вперед.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте