Эквадор – далекое государство, которое знаменито уникальным расположением на экваторе. Русских в стране не так много, но самбо пользуется популярностью среди местных. О том, как развивается самооборона без оружия в «центре земли», корреспонденту «АН» рассказал кандидат в мастера спорта по самбо, тренер Иван Балабанов.
– Иван, расскажите о себе. Как давно занимаетесь самбо?
– Родился и вырос я в Пермском крае, в городе Чайковский. Когда мне было 14 лет, к нам приехал тренер по дзюдо и самбо Сергей Попов. Тогда впервые и познакомился с самообороной без оружия. Окончил Челябинский государственный институт физической культуры, работал в спортивной школе в Чайковском. Стал кандидатом в мастера спорта по самбо, чемпионом края, выступал на VII союзных летних играх в Пензе. Это было ещё во времена СССР.
В 43 года по личным обстоятельствам с женой переехал жить в Эквадор. Здесь у меня оказался знакомый Тигран Касаян, который работал со сборной Эквадора по дзюдо. Его воспитанница на последних Олимпийских играх заняла первое место. Мы с ним связались, он помог устроиться в новой стране. Сначала я тренировал сборную провинции Сукумбиос, потом мы купили дом в Кито, столице Эквадора. Ездить туда-обратно стало тяжело, так что работу со сборной пришлось оставить. В Кито открыли клуб по самбо и боевому самбо. К слову, боевое самбо котируется в Эквадоре больше, чем спортивное. Но мы изучаем всё.
– Что скажете о местных жителях? Какие они?
– Страна как страна (смеется). Отмечу только, что я рос в Советском Союзе и ощущаю недостаток взаимовыручки. Нас воспитывали так, что мы должны помогать, стоять друг за друга. А здесь норовят подсидеть, сместить, очень завидуют. Поэтому своих учеников в школе полиции я наставляю: не завидуйте. Спорт создан для того, чтобы постоянно учиться. Пусть человек будет хоть трижды чемпион мира, но если он не хочет совершенствоваться и развиваться, успех уйдет. Так что не стыдно сходить на семинары других тренеров, смотреть, брать что-то на заметку.
– Расскажите подробнее про школу полиции, где вы преподаете.
– Когда я переехал в Кито, начал искать новую работу. Посоветовали попробовать устроиться в полицию. Я подал заявление, сдал экзамены: письменные, устные, провел уроки. Руководству понравилось, и меня пригласили на работу. Я тренирую кадетов, будущих офицеров. Ребята в восторге. Раньше они изучали бразильское джиу-джитсу, это борьба лежа. Но полицейских невозможно обучать лишь борьбе «внизу». Представьте: случилось происшествие, нужно задержать преступника. Они же не сядут на землю, не скажут «иди сюда», бандит убежит. А я им даю необходимый комплекс приемов: падения, тренировка равновесия, передвижение, уход от захватов и ударов. Учу, как обезвредить и положить соперника.
– Какие достижения эквадорских самбистов вы можете отметить?
– Занимаются самбо в Эквадоре только местные. У меня был лишь один русский мальчик за все время. Многие хотят тренироваться, проявляют рвение.
На первом Панамериканском чемпионате в колумбийском городе Кале сборная Эквадора, которую я тренировал, взяла три серебряных медали и три бронзовых. Бились хорошо, выиграли. Ко мне на занятия ходят шесть атлетов, которые занимаются именно самбо. Для местных новый вид спорта – это всегда интересно. Раньше они боролись в бразильском джиу-джитсу, только на полу, и в дзюдо, где не такой большой арсенал приемов. А в боевом самбо можно делать практически все: начиная от бросков, заканчивая борьбой лежа. Самым необычным для них было то, что в самбо человек, который защищается лежа, получает нарушение. Они не понимали, как тогда быть. И я им говорю: в самообороне без оружия надо постоянно атаковать. Если не атакуете – вы проиграли.
Через мои руки прошло много спортсменов. И все говорят только хорошие слова о том, как самбо помогает в жизни. В Эквадоре не самая спокойная обстановка, много беженцев из Венесуэлы и Колумбии. И ребята, которые у меня занимаются, держатся уверенно, могут за себя постоять, заступиться за других.