Для канадца хоккей – это религия, спорт, учеба, почти вся жизнь. Другие виды спорта в стране кленового листа воспринимают с интересом, но все же неохотно. Сложно поверить, что национальный спорт России здесь прижился и даже пользуется популярностью. Но это так! Евгений Гальянов, вице-президент Федерации самбо Канады, мастер спорта по самбо и дзюдо, рассказал «Аргументам Недели», как развивал самооборону без оружия в этой стране.
– Евгений, с чего началось ваше увлечение самбо?
– Я начал ходить на тренировки в 8 лет. В Советском Союзе было модно заниматься самбо, вольной борьбой, классической борьбой. Дзюдо тогда только начали внедрять, и оно не пользовалось популярностью. Сначала я тренировался в ЦСКА, потом пришлось решать вопрос с армией, и я перешел в «Динамо». Через несколько лет поступил в университет МВД России, участвовал в разных соревнованиях: от региональных до всесоюзных, занимал призовые места и стал мастером спорта. Моим тренером был легендарный Андрей Цюпаченко, трехкратный чемпион СССР по самбо и трёхкратный чемпион СССР по дзюдо. В Канаду приехал в 2007 году по приглашению местного клуба дзюдо. Начал работать тренером, воспитал много чемпионов.
– Как вы стали вице-президентом Канадской объединенной федерации самбо?
– Ко мне обратились представители из России с просьбой организовать федерацию самбо в Канаде. Конечно, и до этого люди пытались открыть что-то похожее, но они стремились делать все сами, не было чего-то объединяющего, чтобы создать полноценную действующую структуру. Я поступил наоборот. В 2012 году открыл федерацию и взялся за объединение уже существующих клубов, разбросанных по всей Канаде. Начал с русских, потому что они лучше понимают философию самообороны без оружия. Изначально откликнулись 2-3 клуба, но постепенно федерация росла, присоединялись новые провинции и города.
– Кто помогал вам создавать федерацию?
– У нас есть знакомые бизнесмены, которые помогают финансово. Президентом Канадской федерации стал Арон Дэвидсон, который сильно помог нам в начале пути. Что интересно, он не занимается самбо, но помогает материально. Его сын Рональд – наш адвокат, а здесь, в Канаде, юридическая поддержка очень важна. Кроме того, это презентабельно. Я хотел, чтобы президентом непременно стал канадец. Это показывает, что наш спорт интернациональный, и помогает привлечь внимание местных к нашей борьбе.
– Расскажите подробнее про центр единоборств, который вы создали.
– Он был открыт буквально два года назад. Обратите внимание на временной разрыв между появлением канадской федерации и центра: около 5 лет. Процесс был долгим. Идея родилась давно. Я скрупулёзно искал подходящее для всех место, потому что Торонто – большой город. Хотел организовать клуб так, чтобы со всех районов было удобно приезжать на тренировки. Конечно, первое время я рассчитывал на русских, но ирония в том, что моей первой бронзовой медалисткой чемпионата мира стала канадка Кейт Брайант.
– Какие соревнования, сборы и мастер-классы в Канаде проводит ваша федерация?
– В 2014 мы организовывали открытое первенство по самбо в Кингстоне. Хотим провести национальный турнир по самбо, к этому целенаправленно двигаемся, но пока не получается. С мастер-классом в Канаду по нашему приглашению приезжал Федор Емельяненко. Жаль, что не в Торонто. Надеюсь, в будущем он приедет и к нам в город. Периодически сборы проводит Игорь Якимов, известный специалист и тренер по самбо.
– Есть ли статистика, сколько атлетов по всей Канаде занимается самбо?
– Это трудно посчитать, ведь Канада – огромная страна. Охватить всех сложно. Я начал знакомство с близлежащих городов: Монреаль, Оттава. Сейчас меня поддерживают шесть провинций. Это заинтересованные тренеры, которые хотят выступать на соревнованиях по самбо. Многие сами меня находят по Интернету. Например, в прошлом году со мной связался Блаер Тортон из Британской Колумбии и попросил официального разрешения выступить на Dutch Open (открытый чемпионат Нидерландов). Безусловно, на таком большом расстоянии связь со всеми держать сложно, но я стараюсь.
– Сколько атлетов посещают ваш центр?
– Начинали мы с 20 человек, сейчас к нам ходят около 100. Я разбил всех на группы по видам спорта. У нас есть самбо, боевое самбо, айкидо, карате, дзюдо. Очень похоже на московский центр Самбо-70: каждый выбирает борьбу на свой вкус. Я шучу, что у нас здесь «бывший Советский Союз»: латыши, киргизы, казахи, украинцы, азербайджанцы и, конечно, русские. Клуб находится в русскоговорящем районе, поэтому канадцев немного. Но когда мы ездим на соревнования, состав всегда интернациональный. Например, я возил команду в Японию на чемпионат мира: половина спортсменов были русскими, половина – канадцами.
– Сталкивается ли федерация со сложностями?
– Трудность одна – нет государственной поддержки и дотаций. Мешает и большая конкуренция со стороны других видов спорта. Мы говорим, что «канадец уже рождается с клюшкой в руках» (смеется). Например, мои дети: сын играет в хоккей, а дочь занимается фигурным катанием. Поэтому часто я провожу занятия по физической подготовке с хоккеистами, им нравятся самбистские упражнения, они помогают держать себя в форме.
– Евгений, работаете ли вы сейчас над какими-то проектами?
– Да, я хочу сделать тренерский курс по самбо. Здесь много шарлатанов, которые называют себя самбистами. Это дискредитация нашего спорта! Для многих людей самбо – что-то неизвестное, и они этим шарлатанам верят. Не понимают, что все тренеры обязаны получить аттестацию: некоторые даже специально летают для этого в Россию.
Нужно всячески популяризировать наш спорт. Жители Северной Америки любят героев, часто создают себе кумиров. Именно по этой причине для центра я закупил много пособий и книг известных самбистов. Ребята должны заинтересоваться и понимать, какие перспективы у них есть. Также периодически мы устраиваем видеопросмотры. Я показываю красочные ролики про самооборону без оружия, чтобы увлечь спортсменов.