«Спартак» вышел из офшора
№ () от 16 января 2019 [ «Аргументы Недели » ]
Главный ньюсмейкер осени в российском футболе и в зимнюю паузу на слуху. «Спартак» расстался с целой группой игроков, сделал пару приобретений и подвергся деофшоризации.
До лидера – всего 6 очков
В ближайший понедельник нас ждёт первое знакомство с новым «Спартаком». В Катаре красно-белые матчем с «Ростовом» откроют турнир четырёх российских клубов (в нём выступят также «Зенит» и «Локомотив»). Таких в подготовительный период у нас не проводилось с 2014 года, когда по понятным причинам приказал долго жить зимний кубок с участием клубов России и Украины.
Российский болельщик за зиму соскучился по футболу, и внимание предстоящие матчи наверняка привлекут. Особенно – с участием «Спартака». И не по причине его традиционной популярности, а потому, что из четырёх участников он – наибольшая загадка. В какой футбол[end_short_text] будут играть красно-белые при Олеге Кононове, пока мы только слышали. Новый главный тренер заступил на пост в непростой ситуации: игры шли одна за другой – тут не до перестройки, удержаться бы на плаву.
Удержались: первую часть чемпионата Кононов завершил тремя победами, подняв команду с 9-го на 4-е место. И это уже неплохая промежуточная позиция. Неожиданно для многих обнаружилось: сезон для «Спартака» ещё далеко не потерян, до лидера – всего шесть очков, до прямой путёвки в Лигу чемпионов – пять.
Чистка рядов
Из отпуска «Спартак» вышел одним из первых – дел много. И начал с чистки рядов. На сбор в Дубай команда отправилась сразу без шестерых игроков, которые до этого в разной степени могли считаться частью если не стартового состава, то костяка – во всяком случае.
Расторгнуты соглашения с Самедовым, Поповым, Ерёменко и Петковичем. Отправлены в аренду Ананидзе и Тимофеев – оба будут заканчивать сезон в «Крыльях Советов».
Практически ни одно из этих решений никого особо не удивило. Самедову 34 (он, кстати, тоже продолжит карьеру в «Крылышках», впервые покинув Москву), место в основном составе ветеран потерял и вряд ли мог получить его обратно – как и 31-летний Попов. Замученный травмами Ананидзе в этом чемпионате провёл на поле всего 21 минуту. Многообещавшего Тимофеева подкосил прошлый сезон, который он пропустил из-за разрыва «крестов».
Вопросы могут быть разве что по поводу двоих. Ерёменко по стилю вроде бы подходит под тот футбол, который любит Кононов, а по возрасту (в марте ему стукнет 32) пока не пенсионер. Но, во-первых, получив от «Спартака» шанс вернуться в футбол после дисквалификации, по большому счёту он им так и не воспользовался. А во-вторых, это креатура агента Марко Трабукки, с которым активно сотрудничал Массимо Каррера и от наследия которого клуб теперь избавляется. Вместе с Ерёменко, кстати, отзаявлен и его младший брат Сергей, выступавший за «Спартак-2».
Петкович – из тех, кто в истории клуба промелькнул, не оставив в ней следа. Есть одно «но»: с его уходом у Кононова на данный момент остался один правый защитник – Рассказов. Ещенко восстанавливается от травмы и вернётся не скоро. Может быть, стоило на всякий случай подержать серба на скамейке до лета?
Стимулы для ветеранов
А что же Глушаков с Комбаровым – ещё двое, чья дальнейшая судьба в «Спартаке» вызывала сомнения? Оба работают на сборе в Дубае. Пожелай клуб расстаться и с ними – немалая часть болельщиков это наверняка приветствовала бы. Но клуб на поводу у толпы не пошёл.
– Стартовый состав выбирают не трибуны, – чётко определил свою позицию в недавнем телеинтервью Кононов. – Болельщики должны понимать, что главный тренер берёт на себя ответственность за результат, за игрока и команду.
При этом, правда, обоим ветеранам зимой приобретены молодые конкуренты. В случае с Глушаковым это 22-летний Аяз Гулиев, воспитанник «Спартака», который последние два года играл в «Анжи» и «Ростове». С Комбаровым же за место на левом фланге обороны поспорит 21-летний бразилец Айртон Лукас, купленный за 7 миллионов евро у «Флуминенсе».
– Никому не могу гарантировать попадание в стартовый состав, тем более Глушакову, – предупредил Кононов. Многозначительное «тем более» – недвусмысленный намёк: вчерашним столпам придётся как следует потрудиться. Они говорят, что готовы: «Что теперь – с футболом заканчивать? – отреагировал Комбаров. – Это лишь очередной стимул».
А Федун-то не главный!
И ещё одна зимняя новость о «Спартаке», наделавшая шума. В числе владельцев клуба больше не значится компания с Британских Виргинских островов MoranTradingResourses, которой принадлежало 70% его акций. Теперь народная команда – предприятие чисто российское. Причём Леонид Федун, которого принято называть владельцем красно-белых, оказывается, вовсе не главный. Вице-президент ЛУКОЙЛа контролирует 32, 7% «Спартака», а президент Вагит Алекперов – 36, 7%. Ещё 30 с небольшим принадлежат некоему гражданину России, чьё имя по каким-то причинам не называется.
Версии перемен звучат самые разные – от предпродажной подготовки или предстоящего размещения акций на публичных торгах до указания «сверху» в связи с провозглашённым руководством страны курсом на деофшоризацию. В чём истинный смысл новой структуры собственности, наверное, скоро узнаем. И насколько бизнес-составляющая проекта под названием «Спартак» может повлиять на спортивную – тоже.
Но пока у Кононова и его команды – совсем другие заботы.