Если кому-то футбольное лето – 2018 показалось сплошным праздником, то это не так. Под звуки фанфар, гремевших в дни чемпионата мира, в стране агонизировали и умирали профессиональные клубы. И не похоже, что российский футбол уже пережил напавший на него мор.
Кому – вертолёт, кому – автобус
4 августа молодёжная команда «Анжи» отправилась из Махачкалы в Уфу. На автобусе. За 2200 километров. Дагестанским резервистам пришлось провести в пути 36 часов. А потом, одержав вопреки всему победу (1:0), ехать в Подольск (это ещё 1300 километров), чтобы готовиться к следующей встрече.
Причина мытарств футболистов и тренеров проста: на самолёт не было денег. Их наскребли только на основной состав. Который переехал в тот же Подольск, потому что оттуда летать на матчи дешевле, чем из Махачкалы. Ещё до начала сезона стало известно, что у «Анжи» долгов на 250 миллионов рублей, футболистам не платили с апреля, а в клубной казне не хватало денег на текущие расходы. Между тем в начале июня пресс-служба махачкалинцев заявляла, что клуб «и финансово, и юридически, и морально» готов выступать в премьер-лиге. Откуда он вылетел, но из-за расформирования пермского «Амкара» вернулся.
«Меня уверяли, что всё решат», – объяснял глава РПЛ Сергей Прядкин.
Он отчего-то поверил – и нажил головную боль. Махачкалинцы, видимо, и сами думали, что решат – так же, как решали прежде и они, и многие другие. Помочь клубу обещало ведь руководство Дагестана. Но вот беда: прежнее руководство. В результате чистки республиканских органов власти оно теперь не у дел. А новое готовности закрывать долги клуба не выказало.
Дальше всё по привычному сценарию: обращения болельщиков, петиции к Путину, кампании в соцсетях, заступничество известных людей, включая Роберто Карлоса и Самюэля Это’О... В их-то времена игроки «Анжи», чтобы не стоять в пробках, иногда летали из Москвы на базу в Кратово вертолётом. Нынешним не на что купить авиабилет экономкласса.
На 91-м году жизни
Денег нет не только у «Анжи». Российский футбол существует ведь не в отрыве от страны. «Амкар» из Перми, чьё место премьер-лига отдала «Анжи», лишился лицензии РФС 13 июня. Накануне открытия чемпионата мира новость прошла почти незамеченной. Пермяки 14 сезонов продержались в элите, но стоило урезать вдвое отчисления, которые они получали из краевого бюджета, как клуб в одночасье приказал долго жить. Оставив долгов, по разным оценкам, от 250 до 500 миллионов рублей.
9 июня, когда страна уже встречала участников ЧМ-2018, простился с жизнью обладатель Кубка России – 2018 «Тосно». Причина та же: не дождавшись помощи от Ленинградской области, владельцы клуба поняли, что он им не по карману.
Век «Тосно» был недолог – 5 лет. А вот «Кубань» закрылась в год своего 90-летия. Странно, что не раньше: скандальный шлейф, связанный с финансовой темой, тянулся за ней давно. В итоге долги клуба достигли астрономических 3, 3 миллиарда рублей. Власти на этот раз спасать не захотели: надоело.
«Что бы мы ни сделали, «Кубань» будет находиться в состоянии турбулентности» – определение происходившего в клубе губернатор Вениамин Кондратьев, отдадим ему должное, подобрал меткое. И подходит оно не только «Кубани».
В праздничном угаре мало кто заметил кончину белгородского «Энергомаша» и «Афипса» из того же Краснодарского края (вторые места в группах «Центр» и «Юг» ПФЛ соответственно). «Сызрань-2003», третий призёр группы «Урал-Приволжье», тоже объявила было о расформировании, но четыре дня спустя город решил вернуть её к жизни. Остался в живых и «Волгарь», хотя ФНЛ ему пришлось покинуть. Денег астраханцам хватило только на выступление классом ниже.
Лига сбитых лётчиков
«Волгарь» этот сезон начал в группе «Юг» ПФЛ, где половину участников составляют команды, знававшие лучшие времена. «Спартак» (Владикавказ) – наследник пущенной по ветру «Алании», некогда чемпиона России. «Спартак – Нальчик» провёл шесть сезонов в премьер-лиге, новороссийский «Черноморец» – восемь. Краснодарский «Урожай» создан на руинах «Кубани». «Динамо» (Ставрополь) – уже третья реинкарнация одного из старейших российских клубов. СКА (Ростов) когда-то брал Кубок СССР и серебро союзного чемпионата.
Парадокс, согласитесь: где развиваться футболу, как не на юге? И тем не менее у стольких южных команд славное прошлое сменилось грустным настоящим и неясным будущим. Причина всё та же – деньги. Как и в случае с «Торпедо», «Сатурном», «Соколом» – они играют в том же втором дивизионе, только в группе «Центр». «Москве», сочинской «Жемчужине», «Уралану» из Элисты или камышинскому «Текстильщику» повезло ещё меньше – таких профессиональных клубов в России просто больше нет.
Светлым пятном на этом фоне стала новость из Находки: там решили возродить «Океан». Помните такой клуб, который когда-то провёл два сезона в высшей лиге? Начинание благое. Только вот где играть портовикам? В группе «Восток» ПФЛ не случайно осталось всего шесть участников. Остальные не прошли лицензирование, а комсомольская «Смена» сезон решила пропустить: брать пример с «Сахалина», переехавшего в Томск, не стала, сибирякам летать на берега Амура накладно, а на отдельную группу восточной окраине России команд не хватает. «Весь коллектив «Смены» надеется, что в следующем году ситуация на Дальнем Востоке изменится к лучшему», – заявил клуб.
И мы надеемся. А что ещё остаётся?