Почти каждый чемпионат мира привносит в футбол что-то новое по сравнению с предыдущим. Четыре года назад в Бразилии появилась система автоматического определения голов, теперь в России – видеопомощники арбитров.
Инновации помогли французам
Система VAR (Video Assistant Referee – видеопомощник арбитра) была создана всего пару лет назад. До сих пор её использование (в том числе на прошлогоднем Кубке конфедераций) было отчасти экспериментальным. Теперь эксперименты закончились: система внедрена на самом высоком уровне, и это значит, что футбол больше не будет прежним.
Уже на третий день турнира арбитры дважды останавливали игру, чтобы просмотреть видеозапись, и оба раза назначали после этого пенальти. В матче Франция – Австралия это сделал уругваец Кунья – и Грьезманн открыл счёт. Во встрече Перу – Дания точно так же поступил рефери из Гамбии Гассама – но перуанец Куэва с «точки» промахнулся. В итоге Франция победила – 2:1 (причём второй мяч был засчитан тоже с помощью новейшей технологии – той самой системы определения гола), перуанцы проиграли – 0:1. Позже такой же пенальти в игре с корейцами, реализованный Гранквистом, принёс победу шведам – 1:0.
– На первом месте для нас – справедливый результат игры, – говорит глава судейского департамента ФИФА Массимо Бузакка. – Мы не говорим, что теперь ошибки исключены на сто процентов. Нет! Интерпретирует тот или иной эпизод всё равно человек. А люди, сами знаете, могут битый час спорить, был ли пенальти, и остаться каждый при своём мнении. Но благодаря технике процент ошибок можно свести к минимуму.
Швейцарец, в недавнем прошлом известный арбитр, показал группе журналистов, среди которых был и корреспондент «АН», студию, где работают видеоарбитры. Она одна на весь чемпионат и находится в главном телецентре на Московской кольцевой автодороге, откуда поддерживается связь со всеми 12 стадионами.
В каждой бригаде – видеопомощник арбитра и трое его ассистентов. Перед ними – дюжина мониторов, куда игра транслируется со всех работающих на стадионе камер. Главный из четвёрки в случае необходимости даёт рефери на поле рекомендацию просмотреть повтор. Если тот соглашается, на монитор, установленный у бровки, сбрасывается видео эпизода, снятого с разных ракурсов.
Судит не техника
– VAR – система вспомогательная, – подчёркивает Бузакка. – Судит не аппаратура, а человек со свистком. Техника лишь помогает ему – и только в спорные моменты. Был офсайд или не было? В штрафной сбили игрока или до неё? Не рукой ли был забит гол? Упал человек: нарушение или симуляция?
– Не лишится ли из-за пауз игра динамизма?
– На ЧМ-2014 в Бразилии чистое игровое время матча составляло в среднем 57 минут. Куда деваются остальные 33? На подготовку к штрафным, угловым, вбрасываниям, ударам от ворот, на замены, споры… Если ещё минута-другая уйдёт на видеопросмотр – принципиально ничего не изменится. Зато результат будет справедливым. А потраченные минуты рефери в конце компенсирует.
Первый эпизод, в котором судье (итальянцу Рокки) стоило бы обратиться за помощью, случился ещё во второй день. В Сочи на 24-й минуте матча Португалия – Испания нападающий испанцев Диего Коста получил пас из глубины, обыграл двоих защитников и отправил мяч в ворота. Гол получился мастерским, но португальцы бросились доказывать Рокки, что форвард нарушил правила. Тот, однако, смотреть повтор не стал, хотя было видно, что кого-то через гарнитуру слушал. А выслушав, подтвердил: гол засчитан.
Между тем Коста, принимая мяч, рукой оттолкнул защитника Пепе. Возможно, тот сам себе всё испортил: слишком картинно повалился на газон, схватившись совсем не за то место, по которому попал соперник. Столкновение двух бразильцев, играющих за Испанию и Португалию, рефери истолковал в пользу нападающего. У арбитров имеется установка с симуляцией бороться столь же решительно, как с грубостью.
Подсказка – не приказ
Мнение из студии – всего лишь подсказка, но ни в коем случае не приказ, поясняет глава судейского департамента ФИФА:
– Мы всё время внушаем арбитрам: хороший судья должен быть в любой ситуации убеждён в своей правоте. А о помощи просить только в крайнем случае. Но решение – за ним, ни на каких помощников ответственность он перекладывать не имеет права. И смотреть видео в каждом спорном эпизоде не обязан: если уверен в своём решении – зачем останавливать игру?
– Большинство судей, которые обслуживают чемпионат, никогда с системой VAR дела не имели. Не рискованно было внедрять её сразу на столь высоком уровне?
– Так для арбитров, работающих на поле, по большому счёту ничего не изменилось! Они как принимали решения, так и должны принимать. Так что нехватка у них опыта меня нисколько не смущает. А все те, кто работает в студии, такой опыт как раз имеют – по этому принципу мы их и отбирали.
– Сколько их, кстати, на чемпионате?
– Тринадцать. Будем привлекать и человек шесть-семь из числа «полевых» арбитров. То есть всего – два десятка человек, по четверо в бригаде. Надеемся, при таком составе и при той технике, которая имеется в их распоряжении, ничто от них не укроется. Но от тех, кто работает на поле, всё равно, повторюсь, требуем самостоятельности. В идеале рефери может вообще за всю игру ни разу не воспользоваться помощью видеобригады. И, дав финальный свисток, сказать: «Спасибо тебе, технология, но я был лучше!»