ЧМ-1998. 36 часов кошмара
№ () от 16 мая 2018 [ «Аргументы Недели » ]
Этим летом в России судьям впервые будет помогать видеотехника. Но 20 лет назад во Франции глаз арбитра оказался зорче всех камер, которые транслировали игру. Ему самому это обошлось дорого.
– 1998 стал первым, в котором участвовали 32 сборные. Выиграли от реформы прежде всего конфедерации, до этого считавшие себя обделёнными. В том числе Африка, получившая пять путёвок вместо прежних трёх.
Одна из африканских стран, Марокко, 23 июня одержала вторую в своей истории победу на чемпионатах мира и оказалась одной ногой в 1/8 финала. Но её судьба, как выяснилось, была в чужих руках.
В то время как в Сент-Этьене марокканцы громили шотландцев (3:0), в Марселе играли Бразилия с Норвегией. Бразильцы выход из группы себе уже обеспечили, скандинавам обязательно нужно было победить. За две минуты до конца счёт был ничейным – 1:1. В Сент-Этьене [end_short_text]уже вовсю ликовали марокканцы. Но в этот момент в штрафной соперника упал нападающий норвежцев Туре-Андре Флу. Свисток, характерный жест арбитра – пенальти! И гол, похоронивший Марокко.
Зрители и журналисты на стадионе и у телевизоров были единодушны: пенальти судья выдумал. Повторы с разных точек подтверждали – норвежец упал сам. Африка пришла в ярость: её представителя внаглую «слили», пропихнув в плей-офф европейцев! То, что судил матч рефери из США, только подкрепляло версию о «неоколониалистском заговоре». Горячие головы даже призывали африканские команды покинуть турнир.
Арбитр, американец иранского происхождения Эсфандиар Бахармаст, потом признавался, что следующие 36 часов стали худшими в его жизни. На него обрушилась не только африканская, но и европейская и даже американская пресса. Обвиняли в лучшем случае в некомпетентности, в худшем – в расизме. А он стоял на своём: «Я находился метрах в шести от эпизода и всё видел. Нарушение было, никаких сомнений. Указал бы на «точку» в 10 таких случаях из 10».
И только утром 25 июня одна шведская телекомпания опубликовала стоп-кадр, снятый её камерой. На нём было чётко видно, как защитник бразильцев Жуниор Байяно валит с ног Флу, ухватив того за футболку.
Версия о «заговоре» рассыпалась. Многие издания принесли Бахармасту извинения, а одна французская газета написала, что он – арбитр высочайшего класса, поскольку разглядел то, чего не увидели 16 камер. Американец продолжил судить, а впоследствии стал инструктором ФИФА.
«Моя история лишний раз показывает: видеоповторы – не панацея, – говорил он позже. – А трудности, когда знаешь, что прав, делают тебя только сильнее. В конце концов, если берёшься за свисток, не стоит рассчитывать, что ты выиграешь конкурс на популярность».