Аргументы Недели → Спорт № 10(603) от 15.03.18 13+

ЧМ-1970. Золото для офтальмолога

, 21:35

Чемпионат мира в Мексике стал звёздным часом сборной Бразилии. И игрока, которого некоторые издания, освещавшие тот турнир, ставили выше Пеле.

В МЕКСИКЕ-1970 было много нового. Например, жёлтые карточки – и первую получил полузащитник сборной СССР Кахи Асатиани (удивительно, но ни одной красной за весь турнир показано не было). Другой советский футболист, Анатолий Пузач, первым в истории чемпионатов мира вышел на замену.

Мир обрёл первого трёхкратного чемпиона – сборную Бразилии. А Марио Загалло стал первым человеком, выигравшим мировой титул и как футболист, и как тренер. Одержав 12 побед в 12 отборочных и финальных матчах, бразильцы навечно получили Кубок Жюля Риме. «Вечность», правда, продлилась 13 лет, после чего «Золотую богиню» у них украли.

Одна из золотых медалей, вручённых чемпионам, досталась офтальмологу Роберто Моуре, бразильцу, практиковавшему в Хьюстоне, США. Её подарил врачу пациент, которому он спас зрение. И которого спас для сборной Бразилии. Без этого игрока она была бы совсем не той командой, которую многие называют лучшей в истории чемпионатов мира.

«Кто видел Тостао, может считать себя счастливым человеком. Их «стеночки» с Пеле доказывают: бог есть», – писал патриарх бразильской футбольной журналистики Армандо Ногейра.

Тостао, он же Эдуардо Гонсалвес де Андраде, на чемпионате мира дебютировал в 19 лет, в злополучном для бразильцев 1966-м. В Мексике 23-летний нападающий «Крузейро» был уже одной из ключевых фигур. Хотя к тому моменту мог вообще закончить с футболом. За год до этого он дважды подряд травмировал левый глаз – сначала в столкновении с соперником, а потом из-за прямого попадания мяча. Результат – отслоение сетчатки и угроза наполовину ослепнуть. Помогла операция у того самого доктора Моуры. И смелость Загалло, который взял в Мексику игрока, едва не ставшего инвалидом.

На ЧМ-1970 Тостао провёл все 6 матчей и забил 2 гола. Но главное – был мозгом фантастической атаки бразильцев, в которой с ним играли Пеле, Жарзиньо и Ривелино. «Я выделялся пасом, дриблингом, голевым чутьём и умением предугадывать то, то произойдёт в следующий момент, – писал он много лет спустя. – При этом рабочей ногой у меня была только левая, я не умел играть головой, не обладал ни дистанционной скоростью, ни дальним ударом».

Скромно, согласитесь. Но звездой он себя никогда и не считал. В 26 лет ему всё-таки пришлось закончить с футболом. Вместо футболиста Тостао на свет появился доктор Андраде, врач и педагог, много лет лечивший людей в родном штате Минас-Жерайс. А потом вернувшийся в футбол – теперь как журналист. Кто знает – вдруг увидим его этим летом в ложах прессы российских стадионов?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram