Чемпионат мира в Чили для нас примечателен тем, что стал единственным, финал которого судил отечественный рефери. Из Сантьяго Николай Латышев увёз полученный от ФИФА почётный приз – «Золотой свисток».
ЧИЛИЙСКИЙ турнир принёс второе подряд золото Бразилии, которая обошлась без Пеле, травмированного уже во втором матче. Финал против Чехословакии для чемпионов мира начался с мяча, пропущенного после удара Йозефа Масопуста (в том же году полузащитник «Дуклы» был удостоен «Золотого мяча»), но они на него ответили тремя.
Сборная СССР в 1/4 финала уступила хозяевам (1:2). Но один человек, представлявший советский футбол, на поле оставался до последней секунды чемпионата. О завершении которого, собственно, и объявил, дав финальный свисток.
Николаю Латышеву шёл 49‑й год, и это был уже его второй чемпионат мира. Судить он начал ещё в бытность игроком, в 30-е годы – тогда подобное допускалось. Как футболист (играл за «Электрозавод», «Сталинец», московское «Динамо», куйбышевские «Крылья Советов») выдающихся успехов не добился. Зато, окончательно сменив квалификацию, стал лучшим, по мнению многих, судьёй в истории советского футбола.
Латышев первым из отечественных коллег получил категорию арбитра ФИФА, судил Олимпийские игры 1952 и 1956 годов. Установил рекорд по количеству проведённых финалов Кубка СССР (восемь), а в одном из них (1955 года, ЦДСА – «Динамо» – 2:1) стал единственным в мире рефери, удалившим с поля Льва Яшина. Замен, кстати, в ту пору не было, и ворота динамовцев весь второй тайм защищал полевой игрок. Армейцы и приз-то после матча не получили: соперник подал протест, и церемонию награждения пришлось отложить. В итоге президиум Секции футбола (предшественницы Федерации футбола СССР) правоту рефери полностью подтвердил. Впоследствии признал её и сам Яшин.
Судейская карьера Латышева вообще не омрачена ни серьёзными промахами, ни скандалами, ни тем более подозрениями в необъективности. Большая редкость для человека его футбольной профессии. Финал ЧМ‑1962 не стал исключением – разве что за один из эпизодов его упрекали чехословаки. Арбитр из братского СССР, считали они, должен был назначить пенальти за мяч, попавший в руку защитнику бразильцев Джалме Сантосу. В ФИФА, однако, приняли сторону Латышева.
Остаётся добавить, что на чемпионатах мира главными арбитрами работали всего восемь отечественных судей. И лишь двое из них (Николай Левников в 1998-м и Валентин Иванов в 2006-м) – в российский период. Из последних шести чемпионатов Европы половина тоже прошла без российских арбитров. Похоже, «Золотой свисток» Латышева ещё долго останется для нас единственным.