Третий чемпионат мира состоялся во Франции, в год, когда атмосфера над Европой уже сгустилась, предвещая мировую бойню.
ВСПОМИНАЯ ЧМ-1938, мы в порядке исключения расскажем не о ком-то из его героев, а о человеке, который мог бы стать главной звездой турнира, но не стал – по причинам, не имеющим отношения к футболу.
В 1930-е годы одной из сильнейших в мире была сборная Австрии – знаменитая «Вундертим» (чудо-команда). А её капитаном и главной звездой – феноменальный нападающий Маттиас Синделар, много лет спустя признанный лучшим австрийским футболистом всех времён. За субтильное по футбольным меркам телосложение его называли Бумажным Человеком, а за виртуозную игру сравнивали, разумеется, с Моцартом.
На ЧМ-1934 австрийцы в полуфинале уступили (0:1) итальянцам (Синделару в той игре здорово досталось по ногам от героя нашей предыдущей истории Луиса Монти). На ЧМ-1938 были бы фаворитами, но за три месяца до турнира Гитлер включил Австрию в состав рейха. «Вундертим» прекратила существование, а у немецкой сборной появилась возможность усилиться к чемпионату мира за счёт австрийских мастеров.
В заявку Германии на ЧМ-1938 вошло восемь австрийцев. Синделара среди них не было. Капитану «Вундертим» не раз давали понять, что видеть его в футболке со свастикой хотят на самом верху рейха. Но Бумажный Человек оказался железным.
Последний матч за Австрию Синделар провёл вскоре после аншлюса: это была прощальная игра «Вундертим» со сборной Германии. В Берлине её задумали как «дерби воссоединения» и предупредили, что закончиться она должна вничью. Австрийцы долго играли в поддавки, но в итоге не выдержали и забили-таки два безответных мяча. Автором первого стал их капитан, отметивший победу издевательским танцем перед ложей, где сидело нацистское начальство.
Синделар и в 35 оставался одним из самых востребованных футболистов Европы. В Англии его с радостью приняли бы в любой клуб, но покидать родину он не захотел. Вёл себя с точки зрения новой власти вызывающе: не скрывал неприязни к нацизму, демонстративно общался с евреями, в его кафе гестапо отмечало регулярное появление «нежелательных элементов».
23 января 1939 года Синделара и его подругу Камиллу нашли мёртвыми у него дома. Официальная версия: смерть от удушья, вызванного неисправностью дымохода. Версия народная: убийство, организованное гестапо. Хоронить капитана пришли 20 тысяч человек.
Немцам «футбольный аншлюс» не помог. На ЧМ-1938 они в первом же туре уступили швейцарцам: 1:1, переигровка – 2:4. В обоих матчах в составе сборной Германии выходило по пять австрийцев.
Сам же чемпионат закончился второй подряд победой Италии, обыгравшей в финале венгров – 4:2. А чуть больше года спустя миру стало не до футбола…